Святой Владимир - стр. 36
В соборе Святого Владимира постоянно служились панихиды по воинам, «за веру и Отечество живот свой положившим». Так, в годовщину Цусимского боя служили панихиду по погибшим в этом бою, а также по погибшим за всю Русско-японскую войну офицерам и нижним чинам; 25 декабря, в первый день праздника Рождества Христова и воспоминания об избавлении от нашествия от неприятеля в 1812 году, в храме проходил торжественный молебен. Собор не обходил своим вниманием ни одного значительного события современности или юбилейной даты: 24 июля 1906 года была отслужена панихида по погибшим во время восстания на Балтийском флоте, 19 февраля 1911 года, в день 50-летнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости, в соборе Святого Владимира прошли торжественные литургия и молебен. 1 марта 1917 года, в день 36-й годовщины смерти императора Александра II, после литургии… благочинным отцом Георгием (Спасским) в сослужении с морским духовенством была отслужена панихида с провозглашением вечной памяти Царю-Освободителю, – сообщал «Крымский вестник».
Последний российский император Николай II неоднократно приезжал в Севастополь, осматривал укрепления города, построенные броненосцы Черноморского флота, проводил смотры личного состава Севастопольского гарнизона, посещал госпитали и лазареты, знакомился с деятельностью Романовского института физических методов лечения, присутствовал на богослужении в храме Святого Владимира.
Октябрьская революция 1917 года круто изменила жизнь общества, отношение к религии. Собор Святого Владимира в Севастополе разделил трагическую судьбу тысяч других православных храмов, церквей, монастырей. Тогда все они стали официально именоваться «культовыми учреждениями». Военно-морское духовенство было ликвидировано, праздники отменены, традиции прерваны. Однако с созданием Белой армии на контролируемых ею территориях военное духовенство возрождалось. При штабе Главкома Вооруженных сил Юга России генерала А. И. Деникина «для обслуживания духовных потребностей в войсках армии и флота, для поднятия в них религиозно-нравственного сознания и развития в защитниках Родины чувства патриотизма и преданности долгу» было образовано военно-церковное ведомство. Севастопольским архиереем был назначен преосвященный епископ Вениамин. От военного духовенства требовалось неукоснительное совершение богослужений во все воскресные и праздничные дни, которые должны были сопровождаться «краткими, но сильными» проповедями священника. Особое внимание уделялось возрождению традиционных праздников русской армии, которые, как правило, одновременно являлись большими церковными праздниками. Уже в 1918 году празднование Казанской иконы Божией Матери 22 октября в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году торжественно отмечалось как день возрождения России. В Севастополе в соборе святого Владимира перед исторической иконой Казанской Божией Матери Брестского полка служили торжественный акафист.