Святой Владимир - стр. 1
Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви
12-205-0388
Предисловие
Изначально имя Владимир (Володимер) было языческим именем. В дальнейшем, после утверждения на Руси христианства и его победы над язычеством, население теперешних России, Украины и Белоруссии постепенно перешло на христианские (древнееврейского, греческого и латинского происхождения) имена. Но имя Владимир сохранилось и даже было канонизировано вместе с носителем этого имени – великим святым князем Владимиром Святославичем, осуществившим Крещение Руси. Хотя сам великий князь получил при крещении новое имя – Василий, в историю он вошел под своим прежним именем.
Славянское имя Владимир означало «владеющий миром», «знатный властитель», «властелин мира». Само понятие «мир» употреблялось тогда в значении «договор», «согласие». Это понятие почиталось на Руси священным, нарушение договора считалось величайшим позором и смывалось кровью. Здесь можно отметить, что нравы древних славян особым благочестием не отличались, и пример тому – кровная месть.
Небезынтересно ознакомиться с рассуждениями отца Павла Флоренского о значении имени Владимир. Согласно его теории, имя Владимир «по строению и составу похоже на Василия, но сырее, стихийнее, расплывчатее, простодушнее его. Оно более славянское и скандинавское, вообще более северное имя, нежели Василий, по складу своему наиболее уместное в Византии. Можно сказать, Владимир – это северный Василий, как и Василий – цареградский Владимир… Во Владимире менее чеканки, менее витиеватости, менее далеких планов и обдуманных ходов, менее отчетливости мысли, менее интеллектуальной сложности, но более непосредственной силы, непосредственного напора, непосредственного отношения, чем в Василии… Владимиру свойственна некоторая неотчетливость оценок, которая при недисциплинированности воспитанием легко дает распущенность поведения, может быть даже разгул. Но этот уклон Владимира не имеет у него злобно-греховного характера, идет от широты натуры, связан с творческими началами жизни, как-то благодушен; входя в него, Владимир раскрывается в блеске, словно цветет. Ту т легче всего может проявиться его широкий ум, хотя и лишенный подлинной глубины, его доброта и другие его положительные свойства, весьма в нем изобильные. Владимир – дерево доброй породы, но ему нужна жирная почва. Вот почему широкое поведение Владимира не кажется окружающим отвратительным, да и действительно в самом крайнем безобразии Владимир не преступает какой-то, хотя и очень широкой, меры и умеет, разогнавшись весьма далеко, остановиться, хотя бы и за несколько вершков от пропасти… К Владимиру идет слово «молодец»… Владимир есть Василий, выросший на русской почве, и потому понятно, что для России это есть наиболее значительное из имен».
Эти рассуждения отца Павла Флоренского как нельзя лучше можно отнести к образу великого князя Владимира – Крестителя Руси. По словам святителя Николая Сербского (Велимировича), Православная вера «из Владимира-волка соделала Владимира-ягненка».
Святой равноапостольный великий князь Владимир на века вперед предопределил духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. С этого времени христианская Церковь становится не просто общественным, но и государственным институтом, растет и укрепляется русское национальное самосознание, русская государственность и русская культура.
День памяти святого Владимира можно считать и национальным, и церковным, и государственным, и культурным праздником. Народная память, отразившаяся в былинном эпосе, сохранила образ Владимира Святославича как радушного, хлебосольного киевского князя, Красного Солнышка:
Было столованье, почетный пир…
В былинах стольный город князя Владимира охраняется от наездов степняков богатырскими заставами, а среди богатырей помимо Ильи Муромца выделяется Добрыня Никитич, в образе которого фольклористы не без основания угадывают черты исторического Добрыни, дяди князя. Былинный цикл вокруг образа князя Владимира складывался уже в первые столетия после его смерти.