Размер шрифта
-
+

Святой Сергий - стр. 31

Дворянский род Шеиных берет свое начало от Михаила Прушанина, «мужа храбра и честна», выехавшего из Пруссии к святому великому князю Александру Невскому. Этот род в истории нашего государства славен именами многих верных слуг и защитников Веры, Самодержавия и Отечества.

В 1893 году Василий Павлович окончил училище правоведения, он занимал ряд ответственных руководящих должностей, состоял помощником статс-секретаря в Правительствующем Совете, а в 1913 году от своей родной Тульской губернии избирался в члены Государственной Думы IV созыва, будучи действительным статским советником. Являясь убежденным монархистом, в Думе он примкнул к фракции националистов и умеренных правых, уклоняясь, однако, от активной политической борьбы и работая в Комиссии по церковным делам. Общее направление Думы было чуждо Церкви и Самодержавию, но любящим Бога вся поспешествуют во благое (см.: Рим. 8, 28), и Василий Павлович стремится извлечь максимальную пользу для Церкви в тех обстоятельствах, какие попустил Господь.

В 1917–1918 годах он вошел в состав Секретариата Священного Собора Православной Российской Церкви в качестве секретаря, приветствовал Святейшего Патриарха Тихона на его избрании 21 ноября 1917 года. 30 августа 1920 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, Василий Павлович принял постриг с именем Сергий в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского. Вскоре он рукополагается в священнический сан и затем возводится в сан архимандрита, а в апреле 1921 года назначается на должность настоятеля Петроградского Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке. Отец Сергий исполнял также должность заместителя председателя правления Общества объединенных Петроградских православных приходов.

Добросовестно неся крест своего монашества, горя духом, отец Сергий был, по его собственным словам, лишь слабой физической нитью привязан к маловременной земной жизни. Хотя он должен был нести и семейные тяготы: на иждивении отца Сергия находились две сестры, оставшиеся без службы и средств к существованию и в нем одном полагавшие свою надежду.

10 июня 1922 года в Петрограде начался «обвинительный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Отцу Сергию, в частности, вменялось в вину членство в Обществе православных приходов. Вина его усугублялась также «отягчающими обстоятельствами», такими как дворянское происхождение и высшее образование.

Давая показания, отец Сергий был исполнен чувства глубокого внутреннего достоинства, но без малейшего намека на высокомерие и презрение к тем, кто так этого заслуживал. Своих националистических убеждений он не пытался скрыть. На вопрос о его отношении к злободневным проблемам церковно-общественной жизни отец Сергий совершенно искренне отвечал: «Церковь настолько богата разносторонней духовной жизнью, что можно найти в ней интерес и удовлетворение и вне вопросов церковно-общественной жизни». Один из обвинителей так вспоминал позднее об архимандрите Сергии: «С каким нескрываемым отвращением и в то же время снисходительной жалостью он смотрел и говорил с нами, находящимися в составе суда. Страха смерти, тюрьмы для него, как, впрочем, и для многих из них, не существовало; серьезный был противник».

Страница 31