Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа - стр. 60
Любовь – свет, слепая любовь – не любовь. Евангелие повелевает, чтоб любовь была о Христе, чтоб Христос был любим в ближнем, а ближний был любим, как создание Божие. По причине этой любви в Боге и ради Бога святые угодники Божии имели равную любовь ко всем…
Где Христос, там нет зависти и рвения. Любы не мыслит зла! – там спокойствие, там мысли благие, там постоянство, там святый мир… любовь неприступна для греха, всегда пресмыкающегося на земле; она живет на Небе, – туда переносит на жительство ум и сердце, соделавшееся причастниками Божественной любви» [5, с. 303, 451, 452, 453], – так описывает истинно духовную любовь святитель Игнатий Брянчанинов.
Иеромонах Варнава (Муравьев) стяжал эту чистейшую святую любовь течением всей своей жизни. Любовью Божией он питал свою душу, и этой же любовью служил ближним. «Варнава» в переводе – дитя милости, сын утешения; и смиренный лаврский инок своими делами воистину оправдывал это имя. За постоянную деятельную любовь к людям и жительство по заповедям Божиим получил он дар понимать ближних и соболезновать их скорбям как собственным – благодать старчества. Несомненную роль в этом сыграло и многолетнее окормление у старца Варнавы Гефсиманского, а также близость к замечательным современникам – святителю Петроградскому Вениамину, архиепископу Полтавскому Феофану и протоиерею Философу Орнатскому.
Старчество в православном понимании не обозначает возраст человека, а свидетельствует о его духовной зрелости и возрасте ума. Плоды старчества – смиренномудрие, богомудрие, прозорливость и прочие. Даруются они по благодати Духа Святаго. Но венцом в этом дивном букете духовных качеств является всепрощающая любовь, которая, по слову апостола Павла, есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14).
Старческое служение – это, прежде всего, продолжение пророческого служения в христианскую эпоху, возведенное любовью в совершенство: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1 Кор. 13, 1–2), – так рассуждает первоверховный апостол Павел о духовных дарованиях. Благодать же Божия дается исключительно за смирение, и это проверено многовековым опытом православного подвижничества: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5), – назидает всех, ищущих Господа, святой апостол Петр.
Святитель Игнатий Брянчанинов – отец современного иночества.