Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа - стр. 47
Сокровенная внутренняя жизнь петербургского купца и его подвиги были скрыты от посторонних взоров. При весьма напряженных земных трудах он вел жизнь истинного молитвенника. Его духовные труды были гораздо более обильными, нежели мирские, которые творил он исключительно во славу Божию, ибо суетен труд безблагодатный. Труд, соединенный с молитвою и Словом Божиим, уже на земле дает плоды духовные и ведет в Царствие Небесное.
Покаянная деятельность души Василия Николаевича зиждилась на двух молитвах – молитве святого преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» и непрестанной Иисусовой молитве. Через них же обретал подвижник смирение и святой мир о Христе Иисусе Господе нашем, соединяющий воедино ум, душу и тело. «Стяжи мир духовный и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорят святые отцы.
Смирение и покаяние. И паки: смирение и покаяние… Смирение – основание в здании добродетелей. Покаяние – основание в здании внутреннего делания.
«Земная жизнь наша коротка – точно обман: ее скорби, по самой вещи, ничего не значат; – имеют столько значения, сколько им даем его. Смирение принесет в твое сердце мир, молитву, безмолвие…
От лица покаяния бежит всякий грех; никакой грех не может устоять пред всемогущим покаянием. Покаяние – евангельская добродетель, дар Божий безценный, купленный для нас ценою крови Сына Божия, – этою ценою, выкупающей всякое наше согрешение», – пишет святитель Игнатий Брянчанинов [5, с.295, 418]. И еще: «Глубина смирения есть вместе и высота преуспеяния. Нисходя в бездну смирения, восходим на Небо. Покушающийся взойти на Небо без посредства смирения, низвергается в бездну самомнения и погибели» [51, с. 30].
«Постоянно укоряйте себя и говорите себе всегда так: "Знаешь ли, душа моя, что мы грехами превзошли и бесов, а доброго дела никакого не сделали, и горе нам будет – какой ответ воздадим мы в День Судный? " Во все течение жизни вашей постарайтесь всегда содержать в себе молитву сию и с сокрушением сердца повторяйте мысленно на всякое время: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! " и "Боже, очисти мя грешнаго! " Повторяйте в себе и эти слова: "От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего" (Пс. 18, 13–14). А посему, чада, уповайте всегда на помощь Божию, а себя всегда считайте за безполезный прах», – назидал преподобный старец Варнава своих учеников [17, с. 322].
Для Василия Муравьева он был как бы живой и безценной книгой, исполненной благодати Святаго Духа. По милости Божией батюшка стяжал дар чистой молитвы и святой благоговейный трепет, который приближает человека к Богу. К радости всех усердных искателей Царствия Божия духоносные слова отца Варнавы о молитве сохранились для назидания потомков. Это слова, излившиеся из глубины чистого сердца – сердца, которое воистину узрело Бога: «Истинно сердечная молитва всегда бывает смиренна, она единственно только на милость и Благость Божию уповает, а никаким своим заслугам цены не дает, да и не находит их в себе. Она детски проста, доверчива и дерзновенна, как вопль почтительных детей к любимому отцу."Батюшка, помилуй! Родимый, Кормилец, помилуй!" – молился святитель Тихон Задонский со слезным умилением. Вот она истинно сердечная-то молитва. Здесь все: и сознание своей немощи, и дерзновенное упование на всесильную помощь Божию, и истинная любовь ко Господу, и полная, живая и крепкая вера в милость Его. Вот таких-то свойств и должны мы достигать в нашей молитве. Это нелегко. Это особый дар благодати Божией. Недаром говорится в молитве: "Господи, даждь ми слезы умиления". Потому, прежде всего, и должны мы просить: "Господи, научи ны молитися". А потом сие дается не вдруг, а постепенно. Вначале молитва – труд, а потом привыкнешь к ней – наслаждение. Для сего нужно чаще и неленостно упражняться в молитве» [17, с. 229–231].