Размер шрифта
-
+

Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа - стр. 40

«Поминайте наставников ваших…»

Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною…

(Еф. 6, 14)

С душевной отрадой взирал отец Варнава на духовное преуспеяние Василия Муравьева и щедро делился с ним духовным опытом, готовя к иночеству. Однако монашество по благословению старца суждено будет принять супругам Муравьевым не раньше того, как Россию постигнут тяжкие испытания и начнутся гонения за веру. Он завещал положить основание подвигам на твердом камне Святой веры и вести дальнейшее устроение только в надежде на помощь Свыше, скрывая все скорби в глубине сердца.

Надо сказать, что еще в миру Василию Николаевичу было дано в удел безкровное мученичество. Глядя духовными очами на события, происходившие в России, он хорошо понимал, к чему все это может привести. Скорби за Отечество переполняли сердце молодого подвижника, но духоносный учитель утешал и укреплял его: «Суд Божий – не наш суд, и что хорошо, велико в глазах наших, то может быть признано худым и наоборот».

Общение с отцом Варнавой было для Василия Николаевича великой школой духовной мудрости: «Понуди себя на все доброе; принимай всех, как Самого Христа; всегда смотри только на свои недостатки; укоряй, уничижай себя ежедневно, люби безчестие и считай себя хуже всех, и будешь поистине с Богом!»; «Тщеславию противополагай: самоосуждение, воспоминание о грехах своих, о крайней нашей слабости и невозможности без Бога сделать что-либо доброе» [14, с. 149, 259].

Почти двадцать лет пребывал в послушании у богоносного старца Василий Николаевич, и это заложило тот прочный фундамент, на котором происходило дальнейшее его возрастание в великого подвижника благочестия.

Живая вера в Бога и загробную жизнь, глубокое самопознание, светлый ум, опытность, приобретенная долговременным навыком общения с людьми всех возрастов и сословий – все это сообщало живому слову отца Варнавы великую силу, убедительность и проникновенность. Для него не существовало мелочей в духовной жизни. Все эти качества он в полной мере старался привить своим духовным детям.

И люди отвечали на эту любовь и заботу своей искренней любовью. Имя батюшки Варнавы было известно по всей Руси Православной и везде произносилось с чувством глубокой признательности и почитания. О нем вспоминали его «детки» – от простого крестьянина до высших иерархов Церкви и Государя Императора. Всем мог дать совет этот удивительный старец-простец.

Сразу после начала смуты 1905 года Самодержец Всероссийский прибыл с покаянием к отцу Варнаве в Гефсиманский скит. О содержании беседы Помазанника Божия с духоносным старцем точных сведений нет. Достоверно известно лишь то, что именно тогда Николай II получил у великого подвижника благословение на принятие мученического конца, когда Господу угодно будет этот Крест на него возложить. Говорили они и о Крестном пути Царя-мученика, и преподобный Варнава необыкновенно укрепил Государя в готовности к предстоящим скорбям [17, с. 96–97].

Страница 40