Святой мученик Трифон - стр. 5
Новым императором стал победитель – сенатор Деций (Декий). Это был энергичный, целеустремленный и властолюбивый человек, неплохой полководец и политик. Декий считал, что христиане подрывают престиж императорской власти, отказываясь принимать участие в официальных богослужениях и приносить жертвы гению (богу-покровителю) императора. Он стремился восстановить внутреннее духовное единство империи, использовав официальное римское язычество.
Для достижения своей цели император Декий издает эдикт, согласно которому все жители Римской империи должны были принимать участие в культе Гения императора – то есть совершать жертвоприношения в языческих храмах. Это стало началом гонения на христиан, прокатившегося по всей империи.
Следует отметить, что эдикт императора Декия был беспрецедентным актом. До этого христианство хотя и преследовалось государственной властью, но дело выявления христиан традиционно было частной инициативой римских граждан. Причем для обвинения в христианстве нужен был гласный, а не анонимный донос – только в этом случае дело расследовалось и христиане привлекались к ответственности. Поэтому до Декия любое гонение, даже самое кровавое, как при Нероне, носило локальный характер и обычно ограничивалось тем населенным пунктом, где на христиан были возведены обвинения.
При Декии же гонение обрушилось на всю Церковь в пределах империи, поскольку от всех жителей, включая женщин и детей, требовалось так называемое «Libelli» – свидетельство о благонадежности – то есть о совершении языческого жертвоприношения, написанное на папирусе, на котором указывалось имя, место жительство, возраст и описание внешности того, кто совершил жертвоприношение. Надзор за получением таких свидетельств был возложен на государственных чиновников – для наблюдения за жертвоприношением и выдачи свидетельства обычно собиралась комиссия из пяти человек. При этом император Декий требовал от них не столько казнить христиан, сколько вынуждать их любой ценой совершить жертвоприношение, так что в дело пошли самые изощренные пытки.
Гонение усугублялось еще и тем, что около двадцати лет до этого Церковь в империи почти не подвергалась гонениям – известны лишь единичные случаи, так что появилось целое поколение христиан, которые привыкли к спокойной и стабильной жизни – многие из них оказались не готовы к полномасштабному гонению. Поэтому Декиево гонение, наряду с большим числом исповедников и мучеников, ознаменовалось также большим количеством падших – тех, кто, попав в затруднительное положение или уступив тяжким мучениям, либо отрекся от веры, либо купил себе свидетельство, дав взятку имперским чиновникам.