Святой флотоводец России. Жизнь и деяния святого праведного воина Федора Ушакова, адмирала непобедимого - стр. 48
[3]
Немало стоило труда защитить французов, при выходе их из крепости, от мщения народа: начальник отряда принужден был поставить в середину пленных, а по сторонам десантное войско, которое предохраняло французов от беспрестанных нападений провожавшей их озлобленной толпы. Жены французов проведены были офицерами нашими до самой пристани, где посадили их на гребные суда и отправили на корабли соединенных эскадр, на рейде стоящие.
Французы сами заслужили поведением своим ожесточение зантиотов и всех греков вообще, поскольку едва вступили ногой на берега Ионического моря, как попрали без разбора все священное, полезное и приятное. Гражданские нравы, коренные узаконения, торговля были вовсе уничтожены, и к самой даже религии французы оказывали явное пренебрежение, принеся с собой языческие обряды, приличные только заблужденному и чадом республиканским опоенному уму. Дерево вольности служило им храмом и зерцалом, а пышные слова вольности, равенства – заповедями и законом: всякий комисcap директории, являвший в себе настоящего проконсула, насылал по произволу так называемые «Arrets»; сии французские определения имели ту же силу, как и фирманы самих Парижских султанов и были исполняемы без всякой апелляции. Они подвергали самовластному заключению, лишению имущества и даже жизни. Ненасытные эти наместники великой нации делали что хотели в приобретенных Францией краях; они обогащали себя и своих наемных покровителей, которые их защищали и покрывали их беззакония и грабежи перед прочими представителями республики в Париже; непременная воля их служила законом, а расстреливание – правосудием. В Занте и во всех Ионических островах исторгаемы были беспрерывно контрибуции от дворян и от достаточных людей.
Следуя духу республиканской политики, французы ласкали чернь: первый чиновник города, равно как последний бродяга, имели общее наименование гражданина (citoyen). – Народу давали праздники всякие десять дней (decade) и простой крестьянин имел право входить во все публичные собрания с накрытой головой. Французы думали этим нарушением общественного порядка привлечь на свою сторону простой народ, но они сильно обманулись: на островах этих жители составляют несколько семейств; каждый поселянин имеет своего покровителя (Афенди) из дворян, и звание это переходит из рода в род. Поселянин обрабатывает поля или сад своего помещика-покровителя на утвержденных взаимно условиях: из платы или же из определенной части рождающегося хлеба и прочих произрастаний, смотря по качеству земли. Пользы обоих этих сословий тесно соединялись: земледелец в нуждах своих никогда не получал от покровителя своего отказа во вспомоществованиях всякого рода, а покровитель также был уверен, что в свое время вознаградится во всем трудами земледельца. Столь тесные, закостенелые и общеполезные связи не могли быть расторгнуты французскими новизнами. Поселянин в душе своей предпочитал название «покровителя» слову «гражданин», право, которое он имел, не скидать с головы изношенную свою шляпу, входя в общество, не делало его в существе равным богатому дворянину. Оскудение дворян отозвалось в скорости и в хижине землепашца, помещики оставляли земли свои невспаханными и сады без присмотра; торговля была пресечена переворотами, во всей Италии последовавшими, и блокированием всех портов французских англичанами; корника, деревянное масло и прочие произведения острова не имели никакой цены, а хлеб, в котором остров претерпевал величайший недостаток, покупался в Пелопоннесе контрабандой, дорогой ценой и на наличные только деньги, поскольку Оттоманская Порта запретила строжайше вывоз хлеба из своих владений, опасаясь сама голода по занятии французами плодоносного Египта. Таковы были плоды французского обладания на востоке.