Святой Андрей - стр. 14
В небольшом городке Византии им был посвящё во епископский сан Стахий, имя которого упоминается в Посланиях святого апостола Павла: Приветствуйте Стахия, возлюбленного мне (Рим. 16, 9). Этот казавшийся незначительным городок ожидала блистательная участь: то был будущий Царьград – Константинополь, куда святой равноапостольный кесарь Константин перенёс столицу Римской империи, где утвердилась великая Царьградская Патриархия, после отпадения возгордившихся римских пап ставшая первой по чести среди равославных Поместных Церквей. В своё время Константинопольская Церковь стала Церковью-Матерью для русского народа: из православной Византии восприняли наши предки спасительную веру Христову.
Много проповедовал святой Андрей в Таврии (Крыму), основал христианскую общину в Херсонесе (близ современного Севастополя); поныне сохранилась память о том месте, где вышел на берег первозванный апостол. Святыни Херсонеса особенно дороги русским православным сердцам: в храме этого города более тысячелетия тому назад крестился просветитель Русской земли святой равноапостольный князь Владимир.
Во время своего третьего, самого дальнего и последнего земного путешествия первозванный апостол Андрей побывал на просторах Великой Скифии, которая впоследствии стала Русской землёй. Благовестник плыл по Днепру (греческие географы называли эту реку Борисфен), остановился для молитвы на холмах, где впоследствии возник город Киев, воздвиг там крест и, исполнившись пророческого духа, предрёк:
– Видите ли горы сии? На них воссияет благодать Божия, и град велик имать быти, и церкви многи имать Бог воздвигнута.
Это место стало одной из главных святынь нашего народа: на холме, где первозванный апостол некогда провозвестил просвещение Руси, был воздвигнут великолепный храм, к которому устремлялись потоки паломников.
Углубившись в земли скифские, святой Андрей дошёл до селения, впоследствии ставшего городом Новгородом; этот путь благовестника как бы обозначил будущие северо-западные границы православной Руси. Там апостола удивил обычай местных жителей морозной зимой выскакивать из жарко натопленных бань на снег, чтобы остыть. Это лишь интересная бытовая деталь, но то, что воспоминание о ней сохранилось, ещё больше подчёркивает подлинность предания.
В маловерном девятнадцатом веке нашлись псевдоучёные, пытавшиеся оспорить факт путешествия святого Андрея по будущей Русской земле, называя это предание легендой. Однако затем выяснилось, что идетельства о пребывании первозванного апостола в Скифии сохранились в раннехристианских источниках, в том числе и в трудах «мужей апостольских», то есть тех, которые сами слышали рассказы учеников – самовидцев Христа; хотя местное русское предание, донесённое для нас преподобным Нестором Летописцем, содержит, разумеется, больше подробностей.