Святой Андрей - стр. 11
(Мф. 4, 17–20).
Тотчас – без раздумий, без сожалений, без сомнений – святые братья оставили свои рыбачьи снасти, свои хижины, своё имущество, всю свою прошлую жизнь, чтобы идти за Христом Спасителем. Эта самоотверженная решимость позволила им войти в апостольский лик – в число ближайших двенадцати учеников Господних. Среди них святой Андрей был поименован Первозванным, ибо первым познал истинного Мессию и первым пошёл за Ним.
Те, которые прежде ловили рыбу для употребления её в пищу, должны были стать «ловцами человеков» – научиться привлекать людей к истине Божией ради любви к ним, чтобы даровать им вечную жизнь и вечное счастье в Царстве Небесном. В проповеди, посвящённой святому апостолу Андрею Первозванному, святитель Иоанн Златоуст восклицает:
«Крепка сеть апостольского ловления, дивна память Андрея и дивно воспоминание сети, которую он употребил для ловления и для привлечения народов к Христовой вере. Ибо невод, каким пользовались сии бессмертные мертвецы, никогда не может быть прорван забвением. Не придут со временем в ветхость те орудия ловли, которые соделаны не человеческим искусством, но Божией благодатью. Хотя сами рыбари и ушли от нас, но невод, которым они охватили самый мир, никогда не приходил в ветхость. Когда они забрасывают и вытаскивают сеть, то бывают невидимыми, однако сети их оказываются полны… Вместо удилища они употребляют проповедь, вместо лесы – память, вместо крючка – благодатную силу, вместо приманки – чудеса, вместо лодки у них алтарь, вместо рыб они уловляют и самих царей, вместо невода распространяют Евангелие, вместо моря они управляют человеческой жизнью… И кто видел когда-либо, чтобы мёртвые рыбари уловляли живых людей, как рыб? О великая сила Распятого! О высочайшая красота Божественного достоинства! Ничего не может быть в жизни такого, как высота апостольской благодати».
Но самим апостолам трудно давалось восхождение к духовным высотам: непросто раскрыть человеческое сердце для Божественного света, непросто возвысить земной рассудок до постижения Божественной премудрости. Ученики странствовали вместе с вочеловечившимся Сыном Божиим, слышали Его откровения, видели Его чудеса: исцеления больных, изгнание бесов, хождение по водам… Не раз Господь Иисус называл лучших из рода человеческого, избранных учеников Своих маловерами. Таков до поры был и святой Андрей. Это он во время бури разбудил Иисуса, сказав: Господи! Спаси нас, погибаем, а Христос ответил: Что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина