Размер шрифта
-
+

Святость в миру. О святых семейных парах - стр. 3

Адам назвал женщину женой. Почему именно так? Нам, русским читателям Библии, это совсем не понятно. Зато все встанет на свои места, если прочитать этот текст по-еврейски. В еврейском языке муж – «иш», а жена – «иша», то есть «взятая от мужа». И тут же Адам, пророчествуя, назвал главное в союзе мужчины и женщины, который мы теперь именуем семьей, или браком, – что теперь человек будет оставлять родителей и прилепляться к жене. Для чего? Для того, чтобы стать с нею одной плотью.

Человек… прилепится к жене своей (Быт. 2, 24). Что означают эти слова? Приведем объяснение профессора Александра Павловича Лопухина, автора знаменитой «Толковой Библии»: «Слово “прилепляться” по-еврейски выражено глаголом “дабак”, означающим “поглощаться”, “ассимилироваться”, “уподобляться”, и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность».

Конечно, эти слова в полной мере соответствовали действительности до того, как грехопадение изменило, изуродовало, искалечило нас. Конечно, стать «одной плотью» для людей безгрешных (какими изначально были Адам и Ева) и для нас, мучимых грехами и страстями, – это несколько разные вещи. И все-таки те счастливые семьи, что прожили душа в душу много лет, скажут, что и в нашем грешном мире такое единение возможно. Не в полной мере (из-за грехов), но все-таки в той степени, которую мы можем вместить.

К сожалению, современные люди не хотят этого единения. Ведь чтобы его достичь, нужно умерить свой эгоизм, а современная культура так много делает для того, чтобы этот эгоизм лелеять и холить, а вовсе не усмирять. Конечно, все это от безбожия. Однако и среди воцерковленных христиан положение не многим лучше. Даже среди искренне верующих случаются разводы. Конечно, мы знаем, что Христос разводы не одобрял (см. Мф. 19, 3–9). Конечно, мы хотели бы выполнить все заповеди Христа, в том числе и заповедь о недопустимости разводов. Но, к сожалению, не получается. Точнее говоря, получается, но не у всех.

Какой из этого можно сделать вывод? Простой и грустный: мы разучились жить в семье. Не все, конечно, но очень и очень многие из нас. И нам нужно учиться этому вновь, ведь если бы Бог считал, что жизнь без брака для человека полезнее, он не дал бы нам семьи. Не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18) – это не людские слова, но Божии! Вдвоем хорошо и по жизни идти, деля на двоих радость и горе, и детей воспитывать, и даже фильм перед телевизором смотреть, вместе смеясь над веселыми моментами и печалясь над грустными. А еще вдвоем хорошо работать над своей душой, пытаться сделать ее хоть в какой-то степени достойной Царства Божьего.

Страница 3