Святоотеческие сотницы - стр. 37
4. Бог возбуждает нас Сам просить у Него Божественных дарований.
5. Покров и Промысл Божий объемлет всех людей, а открывается только очистившим себя от грехов.
6. Проси у Бога младенческой простоты, ведения духовного.
7. Господь терпит всякие немощи, но не терпит человека, всегда ропщущего.
8. Когда благодать Божия утвердит мысли человека, чтобы во всем он уповал на Бога, тогда мало-помалу начинает он входить в искушения. И благодать попускает, чтобы посылаемы были на него искушения, соответственные мере его, чтобы понести человеку силу их, ощущать помощь Божию, обучаться и приобретать мудрость и презирать демонов. Благодать, коль скоро усмотрит, что в помысле человека начинает появляться сомнение, и стал он высоко думать о себе, попускает, чтобы усилились и укрепились против него искушения, пока не познает свою немощь и опять в смирении не емлется за Бога.
9. Воздаяние благодати бывает не за добродетели и не за труд ради нее, но за рождающееся от них смирение.
10. Кто может с радостью перенести обиду, тот принял утешение от Бога.
11. Благодати предшествует смирение, а наказанию – самомнение.
12. В какой мере кто добровольно лишает сам себя мирских благ, в такой сопровождает его Божие милосердие.
13. Слезы изливаются, когда начинает посещать благодать.
14. Тайну блаженства, совершенство и постижение того, что принес Христос, постигают лишь в безмолвии и делании разумном.
15. Начало пути – поучаться всегда умом в слове Божием и проводить жизнь в нищете.
16. Когда начинаешь доброе житие, враг встречает со страшными искушениями, ты же мужественно претерпевай.
17. Когда желаешь приблизиться сердцем своим к Богу, докажи Ему прежде любовь свою телесными трудами. В них полагается начало жития.
18. Если безбожные люди ради земной, временной славы несут труды, скорби и болезни, то верные, призванные к общению с Богом и вечной жизни, должны терпеть с надеждою и упованием все.
19. Необходимо углубляться в смысл Писания – там сокрыта великая духовная сила.
20. За грех и гордость удаляется от человека Ангел Хранитель, ранее возбуждавший его к праведности. Тогда чуждый дух тьмы приближается к нему, и с того времени нет уже попечения о праведности. Когда приближаются святые Ангелы, отступают искушающие и бывает тишина.
21. В первый день сотворено девять духовных природ в молчании и одна природа – словом: и это свет… Устроение целого мира – долгота и широта; начало – восток; конец – запад; правая сторона – север; левая – юг. Целую землю поставил Бог как одр; высшее небо, как кожу и свод; второе небо – как колесо примкнуто к первому небу.