Размер шрифта
-
+

Святое Богоявление (Крещение Господне). Антология святоотеческих проповедей - стр. 17

Следует отметить, что ряд древних проповедей на праздник Богоявления, приписываемых авторству святых отцов, на самом деле им не принадлежит. В эту книгу включены и такие, ведь и они являются неотъемлемой частью православного церковного Предания.

В книге, помимо упомянутого слова, приписываемого святителю Амвросию, публикуются относимые к разряду spuria гомилии, приписываемые священномученику Ипполиту Римскому (жил в III веке; однако печатаемая проповедь, принадлежащая греческой гомилетической традиции, много более поздняя) и святителю Иоанну Златоусту (проповедь является переработанным текстом гомилии Леонтия, пресвитера Константинопольского, жившего и творившего – по датировке, предлагаемой священником Михаилом Асмусом, – между II и III Вселенскими cоборами, то есть 381 и 431 годом).

Духовный смысл события Крещения Господня на Иордане раскрывается древними святыми отцами не только в праздничных проповедях, но и в иных творениях: например, в толкованиях на Евангелие, в богословских сочинениях. Среди этих отцов – святитель Амвросий Медиоланский (около 339–397), блаженный Иероним Стридонский (около 347–419/420), блаженный Августин (354–430), святитель Кирилл Александрийский (около 375–380 – 444), преподобный Иоанн Дамаскин (2-я половина VII века – около 750), святитель Фотий Константинопольский (около 810/820 – около 890/895) и другие.

Большое число проповедей на Святое Богоявление (Крещение Господне) принадлежит святым отцам Нового и Новейшего времени. В книге публикуются проповеди таких святых отцов XIX и XX столетий, как святитель Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Сергий Мечев, святитель Лука Крымский.

Ранее уже упоминалось, что в день Святого Богоявления, когда в Древней Церкви прославлялось евангельское событие Крещения Господа на Иордане, совершались массовые крещения оглашенных. Поэтому в святоотеческих проповедях на этот праздник уделяется так много внимания драгоценному опыту духовного соединения крещаемых со Христом, а также подаваемому в день христианского Крещения – через Миропомазание – Божественному дару начала жизни в Церкви. Святые отцы подчеркивают: Крещение есть одно из важнейших условий нашего спасения. А ведь главный вопрос христианства – это как раз вопрос о спасении: вся напряженность и сложность православного бытия объясняется естественной христианской устремленностью получить прощение грехов и достичь прославленного жития в Боге.

При этом спасение, как плод таинства Крещения и последующей христианской жизни, недостижимо в одиночку – при отделенности и обособленности от прочих верующих; оно есть именно дар Христа полноте Его Церкви и подается в нашем соборном единении друг с другом в Господе: ведь, по слову Христову,

Страница 17