Размер шрифта
-
+

Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России - стр. 52

Но, несмотря на принципиальную аполитичность святителя Тихона, в конце 1919 года он был вызван в ЧК на Лубянку. Вместе с ним отправился протопресвитер Николай Любимов. У подъезда Святейшего приветливо встретил чекист Сорокин, который принял у него благословение. В ЧК следователем М. И. Лацисом Патриарху был учинен допрос, предлогом к которому был слух о том, что святитель Тихон послал с Камчатским епископом Нестором благословение А. В. Колчаку. Затем был задан вопрос об отношении к советской власти. Патриарх ответил, что и теперь придерживается взгляда, изложенного им в послании к народным комиссарам по случаю первой годовщины Октябрьской революции, и сможет изменить отношение к власти, если она изменит свое отношение к Церкви. Затем был задан вопрос о политических убеждениях святителя Тихона: у него упорно пытались вынудить признание в монархизме. Но святитель вновь заявил о своем твердом намерении не вмешиваться в политику, сказав: «Прошу таких вопросов мне не предлагать и от ответа на них я уклоняюсь. Я, конечно, прежде был монархистом, как и все мы, жившие в монархической стране. И каких я лично теперь держусь политических убеждений, это для вас совершенно безразлично, это я проявлю тогда, когда буду подавать голос за тот или другой образ правления при всеобщем народном голосовании. Я вам заявляю, что Патриарх никогда не будет вести никакой агитации в пользу той или иной формы правления на Руси и ни в каком случае не будет насиловать и стеснять ничьей совести в деле всеобщего народного голосования» [2, с. 61–62]. На этом допрос закончился. Лацис объявил, что Патриарх вновь подвергается домашнему аресту, каждый посетитель будет теперь записан и эти списки представляются в ЧК. Гулять по саду и служить в домовой церкви он может, а проводить какие-либо заседания Церковного совета без предварительного разрешения ЧК – нет.

Вскоре после кампании по вскрытию мощей на территориях, контролируемых советской властью, началась кампания по закрытию обителей. Монастыри де-юре лишались права на существование: они могли легально существовать либо как трудовые артели в сельской местности, либо как церковный причт в городах. Малейшего неудовольствия властей было достаточно, чтобы закрыть обитель, существующую даже на правах артели или причта. Часто кампания по вскрытию мощей заканчивалась закрытием обители. Так были закрыты Саввино-Сторожевский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Юрьев Новгородский монастырь, Макариево-Калязинский монастырь и многие другие обители.

Причем, в отличие от 1918 года, когда по всей советской России свирепствовал красный террор, в 1919–1920 годах была начата практика так называемых «церковных дел», по которым проходили священники и миряне, пытавшиеся защитить святыни от поругания. Наиболее известные «дела»: «Дело о. Романа Медведя», «Дело отрока Гавриила», «Дело Новгородских церковников», «Дело Объединенного совета православных приходов города Москвы» и многие другие.

Страница 52