Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России - стр. 44
28 января в Москве состоялся крестный ход. Святейший Патриарх Тихон в сопровождении архипастырей и пастырей вышел на Лобное место и оттуда благословил свою паству. Во время службы на площади была прочитана принятая на Соборе молитва о спасении Церкви Христовой. По благословению святителя Тихона крестные ходы с молитвой о спасении Церкви прошли по всей России.
В связи с участившимися нападениями на духовенство «Союз объединенных приходов Православной Церкви» решил организовать охрану Патриарха. Было решено, что 18–20 человек из духовенства и мирян будут неотлучно дежурить на Троицком подворье, где пребывал святитель. Сам Патриарх Тихон относился к подобной инициативе с небольшой иронией, называя самодеятельную охрану «моя гвардия». Он прекрасно понимал, что безоружные люди никак не смогут защитить его. Тем не менее святитель всегда находил время, чтобы пообщаться со своей «гвардией».
В это же время – в феврале 1918 года – святитель Тихон через Тобольского епископа Ермогена посылает свергнутому государю и его семье просфору и передает свое благословение. Впоследствии представители советской власти неоднократно ставили это в вину святителю Тихону усматривая в передаче благословения проявление монархизма. В действительности чуждый политики святитель Тихон просто хотел поддержать ближних, без вины находящихся в заточении.
3 марта в Брест-Литовске советская делегация подписала мирный договор с Германией, согласившись принять все условия ультиматума: от России отторгались Польша, Финляндия, Балтийский край, Литва, часть Белоруссии, Украина, Крым, Грузия; города Батум, Карс, Ардаган передавались Турции. Россия теряла свои промышленные и культурные центры, лишалась обороноспособных рубежей. В скрытом виде на страну налагалась контрибуция в шесть миллиардов марок. На следующий день Святейший Патриарх Тихон обратился к народу с посланием по поводу Брестского мира, в котором обличал антигосударственный, антироссийский характер этого договора и призывал: «Не радоваться и торжествовать по поводу мира призываем мы вас, православные люди, а горько каяться и молиться пред Господом» [1, с. 17].
Однако унизительный мир с внешним врагом был кровно необходим советской власти для того, чтобы решить внутренние проблемы: в ответ на красный террор по всей России заполыхала Гражданская война. Несмотря на принципиальную аполитичность Патриарха – известно, что он отклонил предложения и князя Г. Н. Трубецкого, и бывшего обер-прокурора А. В. Карташева послать благословение Белой армии, – многие представители духовенства были обвинены в контрреволюции и убиты.