Святитель Амвросий Медиоланский и его богословское наследие - стр. 3
Завершает первый раздел доклад Поля Маттеи, в центре внимания которого лежат события конца IV в., связанные с важным эпизодом из жизни свт. Амвросия, а именно кратким периодом правления узурпатора Евгения (392–394). Это изменение в политическом устройстве остро поставило перед свт. Амвросием вопрос об отношении к легитимности происшедшего ослабления верховной власти, а также о последствиях его контактов с Евгением для последующего взаимодействия с легитимными правителями. Автор доклада детально вводит нас в историографию проблематики взаимоотношений свт. Амвросия с императорской властью через новое прочтение одного из основных источников тех событий – трех сохранившихся писем Медиоланского епископа: одного к Евгению, и двух – к императору Феодосию. Автор заново переосмысляет их содержание, сопоставляя его с канвой исторических событий, которая реконструируется им на основании других источников, а также на основании их сравнительного анализа предлагает новую интерпретацию этого противоречивого и непонятного для многих исследователей конфликта. Подробный анализ этих источников помогают раскрыть более глубокую подоплеку таких известных событий, как спор о присутствии в сенате алтаря языческой богини Победы, резни в городе Калинник и истории конфискации собственности языческих жильцов. Автор также уделяет особое внимание личностно-психологическому прочтению писем, что позволяет взглянуть изнутри на взаимоотношения свт. Амвросия с представителями императорской власти. Предлагаемые автором примеры интерпретации сведений из эпистолярного наследия свт. Амвросия, рассматриваемые в полемическом ключе относительно мнений других исследователей, помогают снять выдвигаемые рядом авторов обвинения в предвзятой и двусмысленной позиции Миланского святителя в процессе общения с верховной властью. Как показывает автор доклада, свт. Амвросий, выступая с критикой религиозной политики Евгения, не боялся оказаться в водовороте политических волнений, руководствуясь прежде всего заботой об интересах Церкви.
Второй раздел сборника посвящен осмыслению вклада свт. Амвросия в развитие церковно-государственных отношений. Открывает это раздел доклад Чезаре Альцати, в котором рассматривается значение Милана как центра императорской власти на Западе в процессе формирования системы взаимоотношений христианской Церкви и государственной власти. Доклад начинается с обзора принципиальных положений, которые определяли направление, по которому происходило формирование взаимоотношений между государством и Церковью, и, особенно, – восприятие образа императора в раннехристианских источниках. Автор подробно рассматривает ключевые события церковной истории, на фоне которых происходило формирование роли Милана в качестве западного центра императорской власти в кон. III – нач. V вв., чтобы сделать более понятным значение авторитета Миланской кафедры в церковном общении во времена епископского служения свт. Амвросия. Несмотря на то, что императорская резиденция на Западе перестала вскоре существовать, институциональное значение епископского престола продолжает играть важную роль в разрешении споров между другими церковными областями. В этой связи автор делает акцент на постановлениях Сердикского собора 343 г., после которого Миланская кафедра обретает авторитетное подтверждение своего особого служения в рамках определенной диархии между Востоком и Западом. Особое внимание автор доклада посвящает рассмотрению важного для католической экклезиологии вопроса о роли Миланской кафедры в раннехристианской иерархии IV–V вв. через призму формирования учения об апостольском преемстве ап. Петра. Он анализирует епископское служение свт. Амвросия в контексте древних церковных миланских традиций, которые сочетали в себе как плюрализм и свободу христианской «общности верных», так и институциональную преемственность церковного общения, подразумевающего пребывание в согласии с Римской Церковью. Отличительной особенностью этого доклада, представляющего собой тщательное и скрупулезное исследование, является большое количество примечаний, содержащих ссылки как на критические издания источников, так и на специальную литературу по каждому рассматриваемому вопросу. Мы сохранили большую часть из них, чтобы при желании у читателя была возможность продолжить дальнейшее изучение заинтересовавших его тем.