Святая Мария - стр. 22
«Обитель труда и милосердия» стала беспримерным явлением в истории православной Москвы. По замыслу основательницы, ее сестры совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли найти себе здесь и утешение, и реальную помощь, прежде всего квалифицированную лечебную – хорошие московские врачи работали в местной бесплатной больнице и на специальных курсах при обители обучали сестер основам медицины. Особо они готовились ухаживать за смертельно больными, не утешая их надеждой на мнимое выздоровление, а помогая приготовить душу к переходу в вечность. Кроме того, сестры милосердия служили в больнице при обители, в детских приютах, лазаретах, помогали нуждающимся и бедным многодетным семьям – на это настоятельница собирала благотворительные пожертвования по всей России и никогда не отказывалась от помощи мирян.
В обитель же принимались православные девушки и женщины от 21 до 45 лет. Сестры не давали монашеских обетов, не облачались в черное, им разрешалось выходить в мир. Они могли покинуть обитель и выйти замуж (Павел Корин, трудившийся над росписью соборного храма обители женился на ее бывшей воспитаннице), или постричься в монашество. По некоторым сведениям, святая великая княгиня Елисавета изначально хотела возродить древний институт диаконисс.
В обители на Ордынке были устроены две церкви, часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать детские приюты, богадельню, построить дом с дешевыми квартирами для рабочих.
22 мая 1908 года, в праздник Вознесения Господня, на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 года архитектором Алексеем Щусевым в стиле модерн с элементами древнего Новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила выдающихся художников Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора Сергея Коненкова. Нестеров создал здесь известные свои композиции: «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур, «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Саваофа и лик Спаса над порталом. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу – ее расписывал Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». Там настоятельница завещала себя похоронить, в стенах своей обители. В память же о благодатном посещении ею в молодости Святой Земли на фасаде Покровской церкви был изображен вид Иерусалима, с ротондой Гроба Господня и куполом церкви Марии Магдалины. Двенадцать колоколов храмовой звонницы были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого. Один дореволюционный краевед отмечал приземистый облик соборной церкви, «к земле привязывающей», «земной, трудовой характер храма», словно воплощающий замысел всей обители. Внешне очень маленький, почти миниатюрный храм был рассчитан на тысячу человек и одновременно предполагался как лекционный зал. Слева от ворот под сосенками поставили синеглавую часовню, где сестры читали Псалтирь по умершим сестрам и благотворителям обители, и где ночами часто молилась сама настоятельница.