Святая Гора и 100 афонских старцев - стр. 3
Для святогорца молитва есть его жизнь, и дыхание, и отдохновение; она непрестанная, и желание одно – стяжать Царство Небесное и любовь и передать и еллину, и иудею, варвару, скифу, рабу, свободному, дабы во всех и во всем прославлялся Христос (см.: Кол. 3, 11). Поэтому Святая Гора дорога всем нам как очаг молитвы за весь мир, ибо мир стоит молитвой и молитва низводит с неба благословение на все народы, молитва испрашивает изобилие плодов земных, и мир, и покаяние, и водворение добра, и истины, и любви.
Несмотря на все политические перевороты и четырехвековое мусульманское владычество на Востоке, Афон остался непоколебимым хранилищем Православной веры. Есть предание, что он останется таковым до скончания мира и пребудет вовеки неотъемлемым достоянием иноков.
По Афону
Монастыри, келлии, скиты
В начале ХХ столетия на Афоне было 20 монастырей, 16 больших скитов и около шестисот келлий. Были каливиты, и простые сиромахи (бедные монахи), и отшельники – всех иноков до восьми тысяч, из них пять тысяч триста – русских.
Паломник, приезжавший на пароходе в Константинополь, видел там Пантелеимоновское подворье с чудным видом на панораму Босфора, Андреевское подворье с церковью св. ап. Андрея Первозванного, еще Ильинское подворье, подворье обители свт. Иоанна Златоустого, подворье Положения Пояса Богоматери, и подворья свт. Николая Чудотворца и Воздвижения Креста Господня. Видел он там русские официальные и частные учреждения, а именно: Российское Императорское посольство, церковь русскую, генеральное консульство, русский Николаевский госпиталь, построенный послом Игнатьевым, и при нем храм свт. Николая, Археологический русский институт, основанный ученым академиком Ф. И. Успенским, где музей и библиотека, издательство, две русские школы, Главное агентство русского пароходства и торговли и русская почта. На пароходе, который отправлялся по понедельникам в четыре часа утра, паломник на следующий день, часов в семь-восемь вечера, прибывал на Афон.
Населенный прежде идолопоклонниками и ставший после Рождества Христова Уделом Богородицы, Афон представлял для паломника большой интерес, ибо он там видел множество святых обителей и строгую жизнь.
Были там монастыри штатные и общежительные, которые управлялись настоятелями. Их названия:
1) Пантелеимоновский, русский, общежительный, 1200 человек;
2) Котоломуш, греческий, общежительный, 75 человек;
3) Есфигмен, греческий, общежительный, 100 человек;
4) Зограф, болгарский, 200 человек;
5) Костамонит, греческий, 100 человек;
6) Ксеноф, греческий, 60 человек;