Святая Гора и 100 афонских старцев - стр. 13
Самую главную святыню монастыря составлял чудотворный образ свт. Николая Чудотворца, выполненный весь из мозаики. В присутствии патриарха-строителя его извлекли из моря рыбаки. В море он был брошен иконоборцами, вероятно, в царствование иконоборца Феофила. Образ обложен хорошей серебряной ризой. По извлечении иконы на ней оказалась приросшая большая раковина; из одной половины ее сделали блюдце для части Богородичной просфоры, а из другой – панагию.
Этой панагией Константинопольский патриарх благословил нашего русского патриарха Иова.
В монастыре было пять параклисов и церквей, а вне монастыря – одиннадцать.
Братии было немного. В библиотеке монастыря есть замечательная греческая Псалтирь, принадлежавшая свт. Иоанну Златоусту. Она написана золотом, весьма изящно. Изображения заглавных букв и заставки разрисованы различными красками.
Поклонники посещали Ставроникитскую обитель очень редко, так как она удалена от главной дороги.
Около монастыря Ставроникиты, на крутом и высоком берегу моря, расположена русская келлия Введения во храм Пресвятой Богородицы. В русских владениях она с 1820 года. Первый русский старец был Иоанникий, потом появились старцы Севастиан, Виссарион, Митрофан и теперь иеромонах Матфий. В обители была библиотека, где до тысячи книг. Братии было двадцать человек.
Из всех русских обителей на Афоне Ильинский скит – самый старейший, так как основан еще в 1857 году знаменитым старцем Паисием Величковским.
Преподобный Паисий, в миру Петр, родился в Полтаве и с самых ранних лет, движимый ревностью к духовной жизни, отправился на Афон. Из монахов Ильинского скита вышли основатели Андреевской обители – иеромонахи Варсонофий и Виссарион, а также духовник Русского Пантелеимоновского монастыря – иеро-схимонах Иероним.
Ильинский скит все постройки и необходимые для них материалы производил сам. В этом отношении скит был похож на какой-то полупромышленный-полумонашеский городок. Здесь имелись свои литейные, кузнечные, столярные, слесарные, токарные и другие мастерские, где производились необходимые материалы не хуже, чем на заводах.
Скит представлял собой трехсторонний корпус. Правая его часть старая и заключала две церкви древней постройки, современной основанию скита. По фасаду главного корпуса над портой высилась колокольня. В левой стороне корпусов находились столовые, трапезные, фондарики, келлии и т. п.
Помимо мастерских в скиту, за главной портой, имелась своя паровая мельница, которой пользовались многие монастыри на Афоне. Была хорошая больница, которую перестраивали и увеличивали. Как и другие монастыри, Ильинский скит особенно обращал внимание на издание духовно-нравственных и религиозных книг и брошюр, для чего в Одессе существовала своя редакция и склад. Имелись подворья в Одессе, Таганроге и Константинополе.