Святая Гора и 100 афонских старцев - стр. 10
Повыше келлии сщмч. Игнатия Богоносца, на расчищенном месте, находится старинная и известная всем русским келлия Благовещения. Как и все русские келлии Хилендарской лавры, она была основана в ХI веке. Келлия своими тремя корпусами прилепилась к каменной скале и как будто висела над пропастью.
В старом корпусе располагался храм во имя Святого Благовещения, в котором хранилась икона Божией Матери «Скоропослушница», Святое Евангелие – дар императрицы Марии Александровны – и частицы мощей. В большом корпусе был устроен храм во имя Воскресения Христова. Богослужение начиналось в 12 часов ночи, с заутреней и литургией. Затем послушания и работы, в 11 часов дня обед. Богослужение торжественное. Были мастерские: столярные, кузнечные, слесарные, иконописные. Имелись своя кузница, большая слесарная мастерская и цистерна с водой для орошения огородов, конный двор, кладбище, усыпальница. Обитель много помогала бедным, сиромонахам и пустынникам; братство в семьдесят человек.
Рядом с келлией Трех святителей, наверху Кареи, была расположена келлия Святой Троицы, своим видом очень украшающая незатейливые постройки городка. Начало основания ее относится к ХI веку. Она представляла собой большой корпус с красивым храмом во имя Святой Троицы, под которым устроена нижняя церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Построили корпуса, трапезную, мастерские, гостиницы. Возделали огороды и посадки, и обитель стала одной из лучших на Святой Горе. Паломники получали здесь радушный прием и благословение. В обители было сорок иноков и семь священнослужителей.
Раньше здесь был так называемый Карейский скит, от которого уцелел храм во имя Успения Богоматери; служба в нем, по Афонскому уставу, совершается каждый день.
Весь город занят некоторыми греческими келлиями, лавками со всевозможными товарами. Здесь есть и светские торговцы, турецкая почта и телеграф, извозчики, гостиницы; здесь центр главной власти Афона – монашеской и турецкой.
Карея на Афоне – это особый типичный городок, где каждую субботу бывает базар, а в день Успения Богоматери – ярмарка.
Управление Афона сосредоточено в Протате. Каждый монастырь имеет в Карее своего представителя, уполномоченного во всех делах. Все эти представители от двадцати монастырей и составляют из себя Протат, члены которого называются проэстосами. Из своей среды они избирают на год главного эпистаса.
Протат разбирает все дела, касающиеся общих афонских дел и взаимных недоразумений между монастырями или келлиями.