Святая гора Афон - стр. 3
Монастыри самоуправляются по своим внутренним уставам (канонизмам), принятым ими и утвержденным Священным Кинотом (ст. 9). Большинство ныне действующих монастырских канонизмов были приняты в 1920–1980 годах. Внутренний устав определяет устройство монастырского жительства, порядок избрания монастыреначальников, их права и обязанности, общие предписания относительно монашеской жизни, в том числе богослужебные указания, хранение книг, попечение о святых мощах, святынях и биб лиотеках. По своему устройству монастыри делятся на общежительные (киновиальные) и особножительные (идиоритмийные). Общежительный монастырь не разрешается превращать в особножительный, но особножительный преобразуется в общежительный по требованию большинства старших братий (чей постриг превышает шесть лет); решение о преобразовании монастыря в общежительный принимается Священным Кинотом и доводится до сведения Константинопольского Патриарха на предмет издания соответствующего сигиллия (Патриаршего указа) (ст. 85). В I960 году особножительными были девять афонских монастырей; с 1992 года все монастыри являются общежительными.
Скиты зависят от монастырей, на земле которых они расположены. <...> В Уставе перечислены двенадцать действующих на Афоне скитов, делящихся по своему устройству на общеи особно жительные.
Общежительные: 1) скит во имя Успения Пресвятой Богородицы (Мариинский) Свято-Пантелеимонова монастыря, 2) скит во имя святого пророка Илии (Свято-Ильинский) при монастыре Пантократор, 3) скит святого Иоанна Предтечи (Предтеченский) при Великой Лавре, 4) скит во имя святого Андрея Первозванного (Свято-Андреевский) при монастыре Ватопед.
Особножительные: 1) скит во имя праведной Анны 2) скит во имя Святой Троицы (Кавсо каливийский) при Великой Лавре, 3) скит во имя великомученика Димитрия при Ватопеде, 4) скит во имя святого Иоанна Предтечи при Иверском монастыре, 5) скит во имя великомученика Пантелеимона при Кутлумуше, 6) скит в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Новый Скит) и 7) скит во имя великомученика Димитрия (Лакку) при монастыре святого Павла, 8) скит в честь Благовещения Пресвятой Богородицы при монастыре Ксенофонт.
Скиты представляют собой небольшие поселки, состоящие из хижин-калив, каждая из которых имеет одну-две комнаты, храм и хозяйственные пристройки. В центре находится соборный храм (кириакон). Каждый скит управляется дикеем (скитоначальником), советниками и собором старцев. Скитские монахи занимаются сельским хозяйством, различными ремеслами и рукоделиями.
С XVIII века многие скиты имели национальную принадлежность, отличную от того монастыря, на землях которого они находились: скит Богородицы был болгарским (до середины 1980-х годов), Андреевский – русским, Ильинский – украинским, Предтеченский – румынским (остается таковым до настоящего времени). Подобное явление было характерно и для многих келий.