Размер шрифта
-
+

Святая гора Афон - стр. 27

Общие работы, совершаемые всей братией (панкинии): еженедельная закваска хлеба, сбор винограда, маслин и т. п. <...>

Одним из древних обычаев, сохраняющихся на Афоне, является монашеское гостеприимство. Каждый святогорский монастырь принимает на ночлег всех приходящих паломников и туристов, независимо от вероисповедания, национальности и т. п. Им предоставляется место в гостинице (архондарике) и пища согласно монастырскому уставу. Прибывшим предлагается угощение – кофе, холодная вода в жаркое время года, сладости, небольшое количество (до 50 г) крепких спиртных напитков – узо (анисовая водка) или ципуро (крепкая виноградная водка). Прием гостей осуществляется бесплатно, во славу Божию. Все паломники приглашаются на богослужения (в монастырях со строгим уставом неправославные могут посетить храм во внебогослужебное время). Православные могут исповедаться и причаститься Святых Таин, поклониться святым мощам. Все гости принимают пищу за общей трапезой с братией (неправославным обычно выделяется особый стол). <...> В некоторых обителях для гостей устраиваются беседы и экскурсии.

По святогорским правилам, каждый паломник может остановиться в любом монастыре на одну ночь; более длительное пребывание в обители возможно по благословению ее игумена. Дома для ночлега имеются в Дафни и Карее. Для посещений Афона необходимо получить специальное разрешение, которое выдается в паломнической службе в Фессалонике. Предельное число паломников на Афон ограниченно. <...> Клирикам для получения разрешения необходимо иметь письменное благословение Константинопольской Патриархии.

На Афоне издревле действует строгий аватон <греч. запрет>, запрещающий вход на полуостров не только женщинам, но и самкам животных (ст. 186 Устава). Лица, пытающиеся нарушить этот запрет, подвергаются тюремному заключению на срок от двух месяцев до года. Также запрещено приближение к гаваням и причалам Афона судам, на борту которых находятся женщины.

Афониада. Многие святогорские монахи в сво их научных занятиях достигли выдающихся успехов. В обычае было создание при монастырях школ для подготовки клириков из среды иноков. Одной из таких школ было действовавшее с XIII века училище в келлии Иверского монастыря, носившей имя святого Иоанна Богослова.

В 1748–1749 годах монахи Ватопеда по предложению своего настоятеля иеромонаха Мелетия решили организовать в обители духовную школу, которая явилась бы «оплотом греческих знаний, воспитания и всяческого научения в области как философских, так и богословских наук». <...> К концу 1753 года в академии обучалось уже 70 иноков. В 1754 году <...> было построено здание, рассчитанное на 170 учащихся <...>, начала работать типография. В 1756 году число учеников достигло ста человек, а еще через два года их было уже около двухсот.

Страница 27