Размер шрифта
-
+

Святая гора Афон - стр. 20

В особножительных обителях законодательную власть осуществляло собрание избираемых пожизненно старейшин, а исполнительную – избираемая ежегодно двух– или трехчленная комиссия (ст. 123–125).

В каждом монастыре имеются следующие книги: а) Монахологий – перечень братии и сведений о каждом монахе: мирское и монашеское имя, фамилия, имена родителей, место рождения, род занятий до прихода на Афон, время и место испытательного послушания, время пострига, имущество на время пострига, семейное положение, военнообязанность, прежние места подвижничества, священный сан (для клириков) и монастырский чин (игумен, советник, проистамен); б) Книга послушников – аналогичный перечень со сведениями о послушниках; в) Монахологий зависимых учреждений перечень монахов скитов, келлий и других мест подвижничества, приписанных к данному монастырю; г) протокол входящих и исходящих документов; д) Книга деяний духовного собора монастыря; е) хозяйственные книги (Ежедневник, Приходно-расходная, Бухгалтерская, Складская); ж) Ктиматологий – опись недвижимого имущества монастыря; з) Книга записи движимого имущества; и) Книга святынь – инвентарь святых мощей, священных облачений и сосудов, икон, рукописей, книг, древних памятников и всех предметов, находящихся под особым попечением монастырских властей.

В разных монастырях существуют свои традиции монашеского пострига. В большинстве обителей послушники по прохождении искуса oт одного до трех лет постригаются в рясофор. Рясофорные монахи могут быть рукоположены в священный сан, что определяется богослужебной необходимостью (обычно в монастыре бывает четыре-пять иеромонахов). При несении ими послушания седмичного священника, канонарха и пономаря они носят мантию, их имена вписываются в Монахологий обители. Постриг в малую схиму существует в тех немногих монастырях, где нет пострига в рясофор. По истечении определенного срока (как правило, около трех лет; в монастыре Филофея – до 15 лет) рясофорные монахи или постриженные в малую схиму постригаются в великую схиму. Имя при этом может меняться или не меняться. В редких случаях послушник может быть сразу пострижен в великую схиму. Таким образом, вce святогорские монахи рано или поздно принимают великую схиму; в нее пострижены все игумены монастырей. Монахи-великосхимники могут быть рукоположены в любую священную степень. Постриги и рукоположения совершаются по решению игумена и духовного собора. <...> Схима и многокрестие (особо сплетенные веревочные кресты) надеваются под рясу только при Причащении Святых Таин и при совершении иеромонахами-великосхимниками Божественной литургии.

Страница 20