Святая блаженная Матрона Московская и другие святые женские заступницы. Самые важные молитвы для женщин - стр. 11
Образ Богородицы столь глубок, что Ее иконы оказываются близки и неграмотной простой женщине, принимающей каждую икону за самостоятельную личность в любви к Богоматери, и интеллектуалу-богослову, видящему даже в очень простых образах сложный подтекст.
Разнообразие икон Богоматери поражает воображение: количество почитаемых икон достигает семисот.
На большинстве икон Бородицы изображена Она с Младенцем. Отношения их, представленные на иконе, условно можно разделить по христианским добродетелям – вера, надежда, любовь, запомнив так три типа иконографии.
Вера: иконография, которая получила название Знамение (Оранта). Богородица представлена на иконах в позе Оранты («молящаяся» с греческого), с воздетыми руками. Самые известные иконы: Курская-Коренная, Знамение, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Ярославская Оранта, Никопея.
Надежда: Одигитрия («путеводительница»). Богородица держит Младенца и показывает на Него рукой, направляя внимание молящихся к Спасителю. Христос благословляет Мать правой рукой, а в лице Ее и всех нас, в левой руке у Него свернутый свиток. Это символ Евангелия. Иисус Христос сказал: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), Богородица помогает нам по этому пути идти, Она наша ходатаица, наша надежда. Наиболее известные иконы: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Грузинская, Страстная, Споручница грешных, Ченстоховская.
Любовь: Умиление или Елеуса (с греческого «милующая»). Это самый лиричный тип иконографии, который открывает интимную сторону общения Богоматери со Своим Сыном. Богородица и Младенец изображаются прильнувшими друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Младенцу, Он обнимает Мать за шею рукой. В трогательной композиции заключена глубочайшая богословская идея: Богоматерь представлена не только лишь как Мать, которая ласкает Сына, но еще как символ души, которая находится в близком общении и в любви с Господом. Самые известные иконы: Владимирская, Донская, Корсунская, Почаевская, Взыскание погибших, Федоровская.
В церковной поэзии Богоматерь величается как «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим», «невестой неневестной», «Матерью Света». Четвертый тип иконографии Богоматери акафистный, он основан на гимнографии. Иконографические схемы иллюстрируют тот или иной эпитет, которым величается Богородица в акафисте или в других текстах. Композиция иконы выстраивается наложением на изображения Богородицы с Младенцем (сидящей обычно на троне) разных символов, которые иллюстрируют акафистные эпитеты. Акафистных икон очень много: «Неопалимая Купина», «Богоматерь – Живоносный Источник», «Нечаянная радость» и множество других.