Размер шрифта
-
+

Священные тайны. Т. 5 - стр. 15

Многие из мирян (и многие уже священники) не понимают всей глубины и духовного значения именно выискивания и признания на исповеди своего греха.

Грех, который человек «постеснялся» исповедать пред священником, несомненно, остаетсязанозой в душе человека; и в свое время человек опять легко может впасть в этот грех.

При общей исповеди почти не бывает этого личного высказывания и признания своих грехов.

Общая исповедь – это по сути только вид проповеди с общим перечислением грехов и последующим наложением на главу каждого епитрахили, с чтением разрешительной молитвы.

В лучшем случае проводимая сейчас во многих местах общая исповедь – это только хорошая подготовка к чистосердечному раскаянию и исповеданию своих личных грехов священнику у аналоя. Общая исповедь допустима только в исключительных случаях большого наплыва исповедников, например, в Великом посту, когда бывает священнику физически невозможно исповедовать всех индивидуально.

Итак, как правило, исповедь должна быть индивидуальной, будучи предваряема покаянным словом ко всем, приступающим к таинству.

Общая исповедь большею частью отучает прихожан от должного истинного покаяния, сознания – «зрения» своих грехов, сокрушения о своих грехах.

Не бывает здесь горячего стыда о своем грехе, омерзения к своему греху, того глубокого духовного перелома и перерождения, как это возможно при выявлении личной греховности на личной исповеди. И бывает так, что с общей исповеди многие прихожане уходят без исповеди, т. е. не принеся истинного покаяния и не получив, вследствие этого, и прощения грехов…

Все это ложится огромной ответственностью на священника. «Всем спасаться трудно, – говорит Иоанн Златоуст, – но больше всего священникам, и, думаю, что немногие священники спасаются…»

Священнику необходима постоянная бодренность.


Душой даже ревностного вначале священника могут овладеть пороки, которые особенно препятствуют правильному и спасительному совершению таинства Покаяния.

Каждого священника подстерегает на пути образование холодной привычки ко всему святому, ко всем священнодействиям и таинствам, холодность души ко спасению кающихся. Это то состояние, когда из пастыря и отца духовного он станет холодным «требоисправителем», наемником.

Холодность души у пастыря к спасению кающихся обнаруживается в том, что он самое время исповеди считает тяжким и скучным и принимает кающихся с неудовольствием, скрытым раздражением; он спешит поскорее отпустить кающихся с какими-нибудь холодными словами наставления, часто избитыми, заученными, сам задавая вопросы и торопливо на них отвечая; скорбящих и расстроенных, которые желали бы открыть подробнее свои недуги и искушения и тем облегчить сердце, он не выслушивает или торопит и отпускает с жестокими словами, и многое другое.

Страница 15