Священные тайны. Т. 3 - стр. 2
Другой христианский богослов: Преподобный Феодор Студит в IX веке так же говорит о шести таинствах:
Просвещение (Крещение);
Собрание (Евхаристия);
Миропомазание;
Священство;
Монашеское пострижение;
Погребение.
При этом понятия Таинства в патристике могут употребляться как синонимично, так и с первыми попытками выделить «таинства в узком смысле» в особую группу по тем или иным критериям.
Количество и состав таинств
И тут у нас сразу возникает не до конца устранённое разногласие. Сколько имеется христианских таинств: шесть, семь или девять?
Семь таинств
Широко известен следующий список из семи таинств (Тихон Задонский, XVIII век):
Крещение – трёхкратное погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;
Миропомазание (конфирмация) – освящение человека путём помазывания его ароматической смесью (миро); заменило наложение рук архиереем на головы верующих по мере роста численности христианских общин;
Покаяние – раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение отпущения грехов от имени Господа Иисуса Христа;
Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу (в Православной церкви и миряне, и духовенство причащаются Телом и Кровью, в Католической: духовенство – всегда Телом и Кровью; миряне, либо Телом и Кровью, либо только Телом);
Брак (венчание) – христианский супружеский союз мужчины и женщины, заключённый через священнодействие в храме;
Священство (рукоположение) – посвящение в священнослужители, совершаемое епископом.
Елеосвящение (соборование) – при помазании елеем тела больного призывается благодать Божия для исцеления души и тела;
В современном православии
«Византийская Церковь, – пишет о. Иоанн Мейендорф, – формально никогда не признала какого-то конкретного перечня; многие авторы принимают стандартный ряд из семи таинств – крещение, миропомазание, Евхаристия, священство, брак, покаяние и елеосвящение, – тогда как иные предлагают более пространные перечни.
Но есть и третьи – они настаивают на исключительном и выдающемся значении крещения и Евхаристии, основного христианского посвящения в новую жизнь».
Но только к началу XVII века схема «семи таинств» становится в Восточной Церкви общепринятой.
Однако в последнее время целым рядом православных богословов (например, А. И. Осиповым) и патрологов считается, что в контексте святоотеческого предания серьёзных причин для догматизации схемы «семи таинств» нет.
По их мнению, строгая фиксация числа таинств, как и разделение церковных священнодействий на таинства и обряды, в творениях святых отцов не встречается. Кроме того, они полагают, что если в древних и византийских источниках в исключительных случаях и говорится о том или ином числе таинственных священнодействий, то лишь в значении «самых важных» среди множества прочих, без попыток абсолютизации какого-либо определённого перечня.