Священные тайны. Т. 3 - стр. 17
В его жизни многое остается для нас неясным, сведения о нем отрывочны.
Его житие, написанное в 70–е или 80–е гг. XI в. (но до 1088 г.), через три столетия оказалось утраченным.
Из других источников известно, что Антоний был уроженцем города Любеча, близ Чернигова, и что он короткое время пожил в пещерке Иллариона, а потом отправился на гору Афоне, как сказано в его житии, или в Болгарии.
Но этот вопрос для истории Печерского монастыря имеет лишь второстепенное значение, ибо как в качестве духовно–религиозного первоначальника обители стал настоятель монастыря cв. Феодосий.
Из жития cв. Феодосия и из Печерского патерика видно, что Антоний предпочитал оставаться в тени и управление новой обителью передал в руки других братий.
После своего возвращения с горы Афон Антоний, как рассказывает житие, не удовлетворенный строем жизни в Киевском монастыре (это мог быть лишь монастырь св. Георгия), снова удалился в уединение – в пещеру Илариона .
Антоний недолго оставался в одиночестве. Уже между 1054 и 1058 гг. к нему пришел священник, который в Печерском патерике известен под именем Великого Никона (или Никона Великого).
Будучи священником, он, по желанию Антония, постригает послушников; он, как мы увидим позже, воплощал идею общенационального служения своего монастыря; потом он оставляет Печерскую обитель и после недолгой отлучки, снова возвращается, становится настоятелем и умирает, прожив долгую, насыщенную событиями жизнь.
Если с именем Великого Никона связан национально–культурный расцвет Печерского монастыря, то в личности св. Феодосия мы видим уже действительно духовного наставника и первоначальника русского монашества.
Роль Феодосия несравнима с исторической ролью Антония.
Его житие, написанное монахом Печерского монастыря Нестором в 80–е гг. XI в., в пору, когда там подвизался Никон Великий, рисует нам Феодосия как аскета, воплотившего в жизнь идеал христианского благочестия.
Феодосий пришел к Антонию в 1058 г. или несколько раньше. Благодаря суровости своих духовных подвигов Феодосий занял видное место среди братии обители.
Не удивительно, что уже через четыре года он был избран настоятелем (1062).
За это время число братии умножилось настолько, что Антоний и Варлаам (первый игумен монастыря) решили расширить пещеры.
Число братии продолжало расти, и Антоний обратился к киевскому князю Изяславу с просьбой пожаловать обители землю над пещерами для строительства церкви.
Монахи получили просимое, выстроили деревянную церковь, кельи и обнесли строения деревянным забором.
В житии Феодосия эти события отнесены к 1062 г.