Священные тайны. Т. 3 - стр. 14
Позднее возникают «лавры» (узкий проход, улица).
Первой лаврой была Фарран, преподобного Харитона близ Иерусалима, а затем и другие на пути из Иерусалима в Иерихон и вокруг Вифлеема.
В V веке устраивает свой монастырь преподобный Евфимий, а в VI, Савва Освященный создает обитель с нестрогим общежительным уставом, где общежитие является предварительной ступенью для перехода жизни по келлиям.
В Сирии монашество развивается независимо от египетского. Много монастырей создается вокруг больших городов. Характерной особенностью сирийского монашества являются подвиги самоумерщвления.
К V веку уже весь Восток был усеян множеством монастырей. Главным центром восточного монашества стали горы Олимпийская и Афонская. Только на последней стояло около 20 монастырей, до 100 скитов и келий, в которых жили больше 8 тысяч иноков. Отсюда монашество пришло и в Россию.
Запад
На Западе монашество развивалось главным образом из подражания Востоку, т.к. во II, III веках аскетизм у западных христиан был в таком же почете, как и на Востоке.
Одним из главных носителей идеалов христианского целомудрия на Западе был святой Амвросий. Именно ему принадлежит основная заслуга «подготовки почвы для произрастания цветов монашества».
Сама информация о восточном монашестве попадала на Запад двумя способами:
– чтением западными христианами литературных произведения восточных авторов;
– устной передачей традиций во время нахождения восточных христиан на Западе и наоборот.
Активное распространение монашества начинается со второй половины IV века. Знакомясь с монашеским опытом Востока западные, христиане организовывали общежития аскетов как в городах, так и в их окружении.
Среди наставников в «духовной науке» на латинском Западе особое место отводится преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, святому Мартину Турскому как особым ревнителям Духа Господня.
Отдельное слово необходимо сказать о Бенедикте из Нурсии, (480 – 547), создателе латинского монашеского устава.
Сведения о Бенедикте, содержащиеся у святого Григория Великого являются наполовину легендарными. Он основал монастырь на Монте Кассино, для которого ок. 529 г. сочинил устав, тесно связанный с давней монастырской традицией Востока.
Устав этот лег в основу многих монастырских уставов и оказал огромное влияние на развитие монашества в Европе.
Что же касается Киевской Руси то в пору обращения Руси в христианство, в канун X в., монашество Восточной Церкви приобрело уже законченные черты.
При своем зарождении монашество Восточной церкви как выше отмечалось уже отличалось особым аскетизмом.