Размер шрифта
-
+

Свободу мозгу! Что сковывает наш мозг и как вырвать его из тисков, в которых он оказался - стр. 2

Через работу Идриса Аберкана красной нитью проходит понятие «пядь». Напомним, что это слово означает расстояние от мизинца до большого пальца, когда пальцы руки широко расставлены. Эта мера длины была предложена в эпоху Возрождения, чтобы стать единицей измерения для предметов окружающего мира, которые человек мог взять в руки. Другие «пяди» были введены в историческом прошлом, сначала монотеистическими религиями, а после Возрождения – философией эпохи Просвещения, предложившей идею демократии. Каждое из этих течений создало с большей или меньшей эффективностью свою модель счастья и свободы. Сегодня работы ученых в области нейронаук взывают к необходимости новых «пядей». Это обусловлено потенциальной открытостью нашего мозга и способом, которым постигаются умственные объекты, если они будут представлены по образу и подобию руки, которая может взять предмет, если он правильно подан или расположен, то есть эргономичен. Например, пядь мозга определяет благоприятные условия запоминания и принципы подхода, которые позволят овладеть новым объектом изучения и т. д. Измерения и пропорции человеческого тела эпохи Возрождения были отправными моментами при строительстве зданий. Точно так же все то, что сегодня известно о мозге, должно служить отправным моментом при организации многих процессов, включая и способ распространения знаний, приспособленный к человеческому существу.

Третья ключевая идея, разрабатываемая Идрисом Аберканом, заключается в важности гипериндивидуальности, которая фигурирует в его книге под названием «эго». Мне было бы удобнее говорить о становлении гипериндивидуальности в терминах «желание», «удовлетворение желания», а не «эго». Хотя я согласен с его выводом: не может быть чрезмерного эго, есть только люди с таким эго, которые все ставят на карту ради своих проектов, и другие, которые претворяют проекты в жизнь ради собственных интересов. Развитие эго не влечет за собой отказ от альтер эго. И гипериндивидуальность не всегда предполагает гипериндивидуализм, а две сильные личности могут взаимно обогатить друг друга.

Говоря другими словами, для нас смыслом жизни становятся только те проекты, которые дают возможность полностью раскрыться и стать полезными миру, если не ставить во главу угла успех и второстепенные блага, связанные с его реализацией, отодвинув в сторону счастье его обретения. Любой проект сравним с ребенком, которому нужно помочь вырасти, развиваться и социализироваться. Мы назовем хорошими родителями не тех, кто присваивает достижения потомства, а тех, кто искренне радуются их успехам. Поэтому Идрис Аберкан предлагает творческим личностям не приписывать исключительно себе свои заслуги. Не выглядит ли это как защита открытого программного обеспечения? Охватывает искушение думать, что все обстоит именно так.

Страница 2