Размер шрифта
-
+

Свислочь (Могилевская область) и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 8

3.4 Синагога и еврейское кладбище в Свислочи

Синагога в Свислочи

О синагоге в Свислочи написано в статье Александра Баршая «Обыкновенный холокост». О ней рассказал местный житель Забавский Георгий Тимофеевич [8]:

«Синагога была в обычном доме, бревенчатом, одноэтажном, только уже потемневшим, старым. Почему помню, потому что к улице была веранда, мы залазили на крышу и могли видеть, как старики там молятся. Где молились женщины, я не помню, но, по крайней мере, на похоронах были и мужчины и женщины. Молились ли вместе или отдельно, у меня представления об этом нет. Молилось около сорока человек. Внутри я ни разу не был. До самой войны она была только синагогой. Сгорела в 1944 году во время боев. Немцы при отступлении сожгли и тот мост, где расстреливали евреев».


«Еврейское кладбище находится в труднодоступном месте на берегу Свислочи. Насчитывается более сотни памятников. Кладбище абсолютно заброшено. Размеры кладбища и количество мацев впечатляют! Скорее всего, такого большого кладбища нет во всей Беларуси и, уже точно, на всей Могилевщине». Фото © Андрэй Кузьмін. Источник: https://radzima.org/ru/object-photo/2522.html


Леонид Смиловицкий о еврейском кладбище в Свислочи


Панорама реки Березина, открывающая с еврейского кладбища в Свислочи. Фото Леонида Смиловицкого 1 августа 2019 г. Источник: http://club.berkovich-zametki.com/?p=51874


Леонид Смиловицкий о еврейском кладбище в Свислочи написал следующее [4]:

«Еврейское кладбище в Свислочи заброшено, но сохранилось и представляет собой внушительное зрелище. Оно находится в конце двух улиц деревни – Народной и Клименко в направлении реки Березина. Периметр кладбища составляет 548 метров и обозначен хорошо различаемым санитарным рвом и частично сохранившейся насыпью-валом. Сохранилось не менее 300 надгробий (мацев). Часть из них (около 10%) повалена надписями вниз и для того, чтобы их прочитать, нужно приложить немалые физические усилия. Тем не менее, удалось прочитать фамилии: Горелик, Левин, Гольдберг, Мильштейн, Шустер, Зухавицкий, Капул, Камер, Зельдович, Тибель, Рубинчик, Аранович, Полищук, Липский, Гельфанд, Фридланд, Рубинштейн, Баршай, Кац, Сигаль, Шапира, Капиль, Залман, Сасонкин, Зердин, Сац. Это примерно 25% от того, что уцелело. Под одними мацевами земля усела, они накренились или упали, другие подвинули корни деревьев, которые поднялись на кладбище за последние 80 лет.

Большинство захоронений относится к середине XIX в. и первой трети ХХ в. Послевоенных могил нет. По словам Семена Зельцера, в послевоенные годы старики евреи приходили в дом умершего соседа-еврея, даже если он был советским служащим и коммунистом и говорили примерно следующее: «он был при жизни ваш, а после смерти отдайте его нам. Мы обо всем позаботимся и его похороним в соответствии с нашим законом». Тело покойного везли из Свислочи в Бобруйск и предавали там земле на иудейском кладбище.

Страница 8