Размер шрифта
-
+

Светоч Русской Церкви. Жизнеописание святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского - стр. 10

«Ваше Высокоблагословение, милостивейший государь батюшка Михаил Федорович! – писал Василий родным. – Я слышал, что у Вас в Коломне много случилось перемен, для Вас не неприятных, что к имени Вашей должности присоединено титло первенства. Я не хочу теперь изображать заслуги, которые сему предшествовали и сделали Вас сего достойным. Я не имею намерения хвалить, не довольно умея ценить истинные достоинства. Я скажу только с чувством сердечной радости: “Поздравляю!”. Сплетением множества слов не лучше бы я выразил мои мысли, нежели сим одним. Итак, я, сердечно пожелав Вам счастливого успеха в должностях, Вами на себя приемлемых, – в чем уже и предуверен, – умолкну.

Р. S. Во время последовавшей с Вами перемены и со мною нечто последовало новое. Я принят на казенное содержание и живу теперь в монастыре. Вот и мои новости! Более ничего.

Батюшка и матушка! Благословите меня заочно, а я, с сыновнею покорностью о сем вас прося, пребуду вашим послушным сыном.

В.Д. 10 июня 1800 года».


С переходом на казенное содержание юный семинарист смог уделять учебе больше времени. Василию приходилось прикладывать больше сил, чем его соученикам, потому что надо было наверстывать упущенное в Коломне и усваивать преподаваемое. Философия, всеобщая история, древнееврейский и древнегреческий языки отнимали много времени. Однако усердие и способности юноши помогли ему добиться отличных успехов. Уже в ноябре 1800 года он пишет на древнегреческом языке приветственное стихотворение митрополиту Платону:

Пой в песнях великих героев, Омир!
Дела же Платона ты петь не дерзай:
Поэты наклонны и правду превысить —
А как превозвысить деянья отца?

Сам святитель впоследствии называл это стихотворение «детским», но семинарское начальство и сам митрополит Платон тогда отметили поэтический дар, проявившийся в семнадцатилетнем семинаристе.

Провидение не случайно свело юного семинариста и маститого иерарха. Владыка Платон за свою долгую жизнь сумел достойно послужить Церкви. Духовный наставник наследника престола великого князя Павла, уважаемый Императрицей Екатериной II придворный проповедник, возведенный в тридцать три года в сан архиепископа и получивший европейскую известность, владыка в полной мере вкусил славы человеческой, но ею не прельстился. Обладая прямым, горячим и твердым характером, он не надолго ужился в царском дворце и вскоре после назначения его в 1775 году на Московскую епархию отпросился туда насовсем. Он и в мыслях не восставал против введенного Петром Великим синодального устройства церковного управления: сознавал его неканоничность, но принимал с покорностью и всю свою энергию направил на развитие церковной жизни. Он провел важные изменения в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и утвердил во всей епархии порядок поставления священниками на приходы только лиц, получивших семинарское образование.

Страница 10