Размер шрифта
-
+

Светлый сон аббата Фариа. Очерки интервенционной психологии - стр. 20

).

Одним из методов плацеботерапии в конце ХХ века явилось применение т. н. «биологически активных добавок». Разработчик этой концепции профессор В. В. Макаров (48, с. 24, 257), правда, оговаривается, что, если плацебо только опосредует психотерапевтическое воздействие, то биологически активные добавки и психотерапия по сути дела потенциируют действие друг друга.

Механизмы действия плацебо могут быть объяснены с точки зрения верификационной концепции внушения, предложенной А. М. Свядощем (1982).

Согласно этой концепции во внушении помимо смыслового (семантического) компонента выделяется компонент верификации информации. Достоверность и значимость вводимой информации верифицируется путем их автоматической, неосознанной оценки. Согласно этой концепции особенность внушения кроется в том, что при нем помимо основной (семантической) информации, определяющей содержание внушения, вводится еще и добавочная, верифицирующая информация, повышающая достоверность основной. Ложная верификация информации лежит в основе всех видов косвенного внушения, благодаря чему больной приписывает терапевтическую активность веществу, которое в действительности ею не обладает.

Верификация информации затруднена, в связи с чем внушаемость повышается при неожиданном сообщении, а также в тех случаях, когда недостаточно развиты критические способности, астения, суженное сознание, гипнотическое состояние (50, с. 30, 89, с. 99).

Конечно, немаловажную роль в реализации плацебоэффектов играет личность терапевта. В. Ю. Завьялов пишет (27, с.106), что сам врач в лечебном процессе играет роль плацебо-«пустышки». Но быть «пустым» – значит, быть без предрассудков, без заранее приготовленных мнений, слов утешения и прочих банальностей. Быть «пустым» – это давать возможность пациенту овладеть собственной силой исцеления, а не тратить время на поиски силы со стороны.

Описывая приемы и методы интервенционной психотерапии, нельзя не остановиться на деятельности психотерапевта А. М. Кашпировского.

Глава III

Реинкарнация доктора Бальзамо?

(О «феномене» Кашпировского)

Мозг человека – безусловно более страшное орудие, чем когти льва.

А. Шопенгауэр

В начале 90-х годов прошлого века я часто наблюдал при проведении сеансов коллективной рациональной психотерапии в зале вместимостью более 100 человек, как при упоминании фамилии Кашпировского начинались вращательные движения нескольких женских голов.

«Как же интересно, – впоследствии размышлял я, – психические эпидемии, уходящие корнями в мрачное средневековье, как будто канули в Лету, унося с собой сотни тысяч человеческих жизней, закончившихся на кострах инквизиции. Неужели просвещенный XX век повергнет мир и Россию в хаос и пучину мракобесия? А ведь уже у порога стояли и Аум Синрикё, и секта Муна, и „Белое братство“, манипулировавшие сознанием людей, полностью подчинявшие их психику в угоду своим далеко не бескорыстным интересам».

Страница 20