Размер шрифта
-
+

Свадьба. Как организовать торжество - стр. 11

В помощь тысяцкому с обеих сторон выбирались старшие и младшие дружки и свахи из замужних женщин. На хорошей свадьбе должны были присутствовать три свахи. Первая сваха – женихова: она совершала обряд сватовства. Вторая сваха – невестина, или подвенечная: она была обязана провести обряд, связанный с подготовкой невесты к венцу. И наконец, третья сваха – стельная, или пуховая, отвечавшая за приготовление брачного ложа.

Из неженатой молодежи выбирались подженишни-ки (приятели жениха) и подневестницы (подружки невесты), которых было равное количество. Главную роль играли первая (главная) подневестница и первый подженишник.

Остальную часть свадебного поезда составляли сидячие поезжане и бояре, сопровождавшие шествие. Из прислуги к свадебному чину принадлежали свечники, каравайники и фонарщики. Особое значение имел чин ясельничего (конюшего), который охранял свадьбу от всякого колдовства.

Важным участником свадебного поезда был гармонист со своим инструментом. В богатых семьях приглашали несколько музыкантов. Всегда присутствовали гусляры, шутники и другой веселый люд.

Девичник, молодечник

В последний день перед венчанием, который назывался девичником, вечерухой или навечерьем брака, невеста прощалась со своей семьей, девичьей жизнью и свободой. Обязательно пелись печальные песни и причитания. В песнях воспевались невинность невесты, ее красота, коса как символ девичества, с которым невесте предстояло скоро расстаться. Часто приглашали вопленицу – женщину, профессионально исполнявшую плачи. Вопленицу, как и невесту, накрывали платком – и они поочередно голосили, изображая диалог невесты с матерью. В это время подружки невесты занимались рукоделием, которое также сопровождали причитаниями.

На девичнике невеста появлялась (в зависимости от традиций местности) в рубашке с юбкой или сарафане ярких цветов (красного, малинового, розового, зеленого). Наряд дополняли разноцветные ленты, струившиеся по спине и развевавшиеся при малейшем движении. Ленты пришивались к шейному украшению и особой головной повязке, называвшейся «красотой» или «волюшкой». «Красота» изготавливалась непосредственно во время девичника и была символом вольной девичьей жизни. Впрочем, в качестве символа незамужнего девичества могли использоваться: платок, лента, венок или украшенная ветка. Невеста прощалась с «красотой» и отдавала ее либо лучшей подруге, либо младшей сестре, либо жениху.

Одновременно происходил обряд расплетания и символического обрезания девичьей косы. За ним следовал обряд продажи косы

Страница 11