Размер шрифта
-
+

Суздаль. История. Легенды. Предания - стр. 7

Со временем появляются торговля и промышленность, которые приводят к четвертому типу колонизации Ростово-Суздальской земли. Появляются новые центры – ярмарки, базары или просто склады товаров, около которых скучивается народ и постепенно возникают новые поселения.

Князь Ярослав Мудрый

Ростово-Суздальские земли от Южной Руси (Киевской) отделялись густыми, непроходимыми лесами и считались далекой и бедной окраиной. После смерти брата Мстислава, не оставившего детей, единовластным правителем всей Руси[1] стал князь Ярослав. До 1054 года Суздаль тоже зависел от него. Княжил Ярослав долго и счастливо, крепко держал бразды правления в своих руках, цвела при нем Русская земля. Прославился же князь не столько внешними, сколько внутренними делами; не столько войнами с соседями – потому что он не любил воевать, а если и приходилось, то воевал только в случае крайней необходимости, – сколько устроением своей земли. И прозвали его на Руси и в других государствах Мудрым. Столицу свою – Киев – принарядил он не хуже Царьграда-Константинополя, и храмы новые поставил в городе: один Георгиевский – потому что христианское имя Ярослава было Георгий, другой – Ирининский, потому что жену Ярослава, шведскую принцессу Ингиргерду, на Руси окрестили Ириной. А главную церковь земли Русской князь посвятил Софии – Премудрости Божией.


Ярослав Мудрый. Реконструкция академика М.М. Герасимова


Храмы Ярослав Мудрый строил не только в Киеве, но и в других городах и даже селах. Так, сын его Владимир, по повелению отца, построил в Новгороде храм Святой Софии, который впоследствии стал главной святыней новгородцев.

С возведением храмов на Руси появляется не только архитектурное искусство, но и живопись. Архитектурные и живописные приемы русские мастера воспринимали от греков; из премудрой Византии были выписаны и певчие, от которых предки наши переняли стройное церковное пение. С возведением храмов возникла на Руси и потребность в грамотных людях для церковного причта, усилилась нужда и в церковно-богослужебных книгах на славянском языке. Князь понимал это и ревностно заботился о просвещении народа; по примеру отца он повелел священникам учить детей грамоте, в Новгороде основал училище для мальчиков – детей священников и старост. В Суздальской земле он боролся против язычества.


Нестор-летописец. Скульптор М. Антокольский


О самом городе Суздале древнерусский летописец Нестор впервые упоминает в 1024 году, когда здесь свирепствовал такой жестокий голод, что мужья для своего прокормления даже отдавали жен в рабство. «В се же лето, – говорится в летописях, – встали волхвы в Суждали, избивали старую чадь… говоря, что они держат гобино (урожай, добро. –

Страница 7