Суздаль. История. Легенды. Предания - стр. 43
Татаро-монгольское нашествие и после него
Впервые Русская земля услышала о татарах еще в 1223 году, но на самой Руси страшные поработители появились лишь полтора десятилетия спустя. В начале февраля 1238 года подступили они со всех сторон к Владимиру, увидели много златоверхих храмов и теремов и поняли, что добыча их здесь ждет такая – на конях не увезти. А горожане смотрели с крепостных стен, как черным дымом застилается небо, и поняли, что конец им приходит. Но не испугались и не оробели, а только крепче сжали в руках мечи и топоры.
Когда хан Батый стоял под стенами Владимира, готовясь к решительному приступу, часть многочисленной рати его под предводительством Бастыря подступила к Суздалю, а там никаких русских полков не стояло. Близ города и столетия спустя были видны следы траншей и окопов, за которыми засели суздальцы. А в семнадцати верстах от Владимира находится так называемый Батыев курган, о котором в памяти народной сохранились два предания. Согласно одному из них, хан Батый, готовя городу участь Владимира, отправил туда часть войска, и холм (ныне он называется курганом) был насыпан в подножии его богатой ставки с золотой маковкой наверху.
Второе предание повествует о том, будто на поле, посреди которого находится курган, произошло сражение монголо-татар с суздальцами, которые шли на помощь разоренному уже Владимиру. Слух о жестокости вражеского войска придавал им силы и мужество, но силы были неравными, и суздальцы потерпели поражение. В том сражении пало также много завоевателей, над ними и был насыпан этот курган-памятник.
Вторая версия кажется более вероятной, так как в Лаврентьевской летописи сказано, что татары, подойдя к Владимиру, действительно направили путь свой к Суздалю. Горожане, услышав о грозящей Владимиру опасности, поспешили на помощь, чтобы увеличить силы владимирцев. Но татары опередили их: «Станы свое урядивъ у города Володимера, а сами идоша и взяша Суздаль».
Город был сожжен и разграблен. «И святую Богородицу разграбиша, – повествует летописец, – и двор княжъ огнем пожгоша, монастырь святого Димитрия пожгоша, а прочия разграбиша; а черньцы и черницы старыя и попы, и слепые и хромые, и глухия и трудоватыя, и люди все иссекоша, а что чернець уных (юных. – Н.И.) и черниц, и попов и попадий и диаконы и жены их, и дочери и сыны их, то все сведоша в станы своя».
Взятие Суздаля Батыем. Миниатюра лицевого летописного свода
От Суздаля остались развалины и груды пепла, за которыми высились обгорелые церкви, а посреди всего этого ужаса, словно тени, бродили горожане, спасшиеся от плена и смерти в Ризоположенском монастыре, который хоть и стоял вне укреплений и ничем не был защищен, но остался цел и невредим. Татары хотели захватить эту обитель, но, как рассказывает предание, огненный столп, нисходивший с неба, заставил их удалиться. На другой день они спешно пошли на приступ монастырских стен под руководством самого Бастыря, и вдруг обитель исчезла. Татары отступили – и монастырь вновь стал виден. Враги не смогли приблизиться к этому месту и когда сам хан Батый явился под стены обители. Три раза повторялось это явление, после чего устрашенный неприятель в испуге отступил. Молитвами преподобной Евфросинии Суздальской все инокини, жившие в обители, остались живы, и сам монастырь уцелел от всеобщей разрухи.