Размер шрифта
-
+

Суздаль. История. Легенды. Предания - стр. 28

В 1162 году он братьев – Мстислава, Василька и Всеволода – выгнал из своей земли, и те вместе с матерью своей (греческой царевной) отправились на родину. Вслед за ними Андрей Боголюбский удалил от себя и малолетних племянников Ростиславичей. С боярами же он обходился еще смелее: всех мало-мальски подозрительных и недостаточно преданных ему бояр (своих и отцовских) он изгонял из Суздальской земли без разговора.

Благодаря этим мерам Андрей Боголюбский сделался единовластным правителем своей обширной Ростово-Суздальской земли. Активно поддержало его и духовенство; решительный и энергичный князь был нужен и «третьему сословию» – купцам и ремесленникам, да и бояре были им довольны, так как он постоянно находился в этих краях, охранял границы княжества и расширял его территорию, защищая интересы всех. Не страдая от междоусобиц и вражеских вторжений, земля эта под сильной рукой князя укрепилась, разбогатела и стала сильнейшей среди остальных русских княжеств. А сделавшись такой, начала помогать князю в его борьбе с другими землями.

За недолгие семнадцать лет правления князя Андрея Боголюбского княжество Владимиро-Суздальское сделалось сильнейшим на Руси. Он мечтал не только возвысить Владимир над старыми городами, но и сделать из него «второй Киев».

До татаро-монгольского нашествия владимиро-суздальские князья были единственными на Руси правителями, которые по существу пользовались абсолютной властью. Они всячески утесняли в правах старую родовую аристократию и со временем сумели отстранить ее от управления княжеством. В своей политике они опирались на средние слои общества, особенно на поддержку жителей новых городов – Владимира и Переславля.

По примеру византийских императоров Комнинов владимиро-суздальские князья строго контролировали и церковь, ограничивая самостоятельность епископов. Так, князь Андрей Боголюбский (а впоследствии и князь Всеволод III Юрьевич) не позволяли епископам-грекам Нестору и Леону вмешиваться в дела княжества, даже если это касалось разрешения сугубо религиозных вопросов. А с 1180 х годов князья вообще начали выбирать епископов по собственному усмотрению, так что митрополиту Киевскому и даже самому патриарху Константинопольскому пришлось смириться с их своеволием. А когда князь Андрей Боголюбский объявил территорию своего княжества «Землей Богородицы», то все белокаменные соборы, сооружавшиеся во Владимиро-Суздальской земле, мыслились уже постройками, подобными храмам небесного Иерусалима.

Владимирская икона Божией Матери

История Владимирской иконы Божией Матери до сих пор полна тайн и загадок; даже о появлении ее на Руси в древних источниках рассказывается по-разному. Согласно священному преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым Пресвятая Богородица трапезовала со Своим Божественным Сыном и праведным Иосифом. Икона была написана еще при жизни Божией Матери, и, увидев изображение Свое на иконе, Она повторила Свое пророчество: «Се, ныне ублажат Меня все роды, – и добавила: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с сими иконами да будет!».

Страница 28