Размер шрифта
-
+

Суть религиозно-философских учений - стр. 5

онтологическое (если бог мыслится как все совершенный, то к числу его совершенств относится существование);

теологическое (мир устроен столь целесообразно, что это было бы невозможно без бога-устроителя);

нравственное (необходимо существо, которое наказывает за грехи и награждает за добродетели).

Все доказательства бытия бога содержат (с атеистической точки зрения) логические ошибки и несостоятельны по существу:

а) неизбежно возникает вопрос о причине бога, на который теология

не отвечает, считая бога самопричинным, но ведь с большим основанием можно считать природу (мир) причиной самой себя;

б) из понятия (идеи) бога заключается его бытие, что нелогично и абсурдно;

в) несостоятельно потому, что целесообразность в природе гораздо убедительнее объясняется совершающимся в процессе эволюции естественным отбором;

г) опровергается научным рассмотрением источников морали, имеющей естественно-историческое происхождение и не нуждающейся в сверхъестественном дарителе-гаранте.

Православная теология, как и католическая использует доказательства бытия бога ''для приведения к сознательной вере'', но, в отличие от католической теологии, не придаёт им особого значения, считая, что они не могут убедить людей в бытии бога, и что истинно верующий не нуждается в доказательствах бытия бога, ибо имеет в душе внутреннее чувство божества (13, стр. 76-77)».

Ставка Паскаля.

«Говоря о несоизмеримости человека и Вселенной, Блез Паскаль (1623-1662) подчёркивает, что удел человека трагичен. Согласно ему, человек живёт на грани двух бед: ''бездны бесконечности и бездны небытия'', и не дано ему постичь конец сущего и его начало (ибо ''будучи небытием, мы не способны понять начало начал (…), будучи бытием кратковременным, не способны охватить бесконечность''). Не только мир, но и сам человек для самого себя – непостижимая тайна. Что такое человек? ''Небытие в сравнении с бесконечностью, всё сущее в сравнении с небытием, среднее между всем и ничем''. Ему не известна ни причина, породившая его, ни цель предназначенная ему в жизни. Разум оказывается бессильным в объяснении причины и в указании цели. Но, может быть, рассуждает далее Паскаль, есть высшее существо, породившее нас и предназначившее нам цель? Религия утверждает, что есть. Насколько это утверждение обосновано? Никак не обосновано, в него предлагается просто верить. Но поверить – значит, построить свою жизнь в соответствии с правилом христианской морали. Рискнуть или не стоит? Отказаться от участия в игре я не могу, поскольку я уже родился. Так как же быть? ''Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Если вы выиграете, то выиграете всё, если приграете, то не потеряете ничего. Поэтому не колеблясь ставьте на то, что Бог есть (4, стр. 201-202)»

Страница 5