Сущность буддизма. Комментарии искусственного интеллекта к «Муламадхьямака-карике» Нагарджуны - стр. 57
Автор продолжает размышления о парадоксальной природе возникновения. В этом стихе указывается на противоречивость и бессмысленность идеи о том, что возникновение порождает то, что возникает сейчас. Если бы такая идея была верна, тогда какое другое возникновение могло бы порождать это текущее возникновение? Этот вопрос подчеркивает бесконечность и цикличность такого рассуждения, что указывает на неразрешимость и парадоксальность идеи о независимом и постоянном возникновении.
anya utpādayaty enaṃ yady utpādo ’navasthitiḥ /
athānutpāda utpannaḥ sarvam utpadyatāṃ tathā // 7.19 //
7.19. Если другое возникновение приводит к этому возникновению, то имеет место бесконечный ряд утверждений. Если бы что-то возникало без возникновения, то подобным образом возникало бы всё.
Этот стих также демонстрирует логический подход Нагарджуны в его обсуждении взаимозависимого возникновения (pratītya-samutpāda).
«Anya utpādayaty enaṃ yady utpādo «navasthitiḥ» – «Если другое возникновение приводит к этому возникновению, то имеет место бесконечный ряд утверждений.» Это указывает на проблему бесконечного регресса, которая возникает, если мы предполагаем, что каждое возникновение требует предшествующего возникновения, чтобы вызвать его.
«Athānutpāda utpannaḥ sarvam utpadyatāṃ tathā» – «Если бы что-то возникало без возникновения, то подобным образом возникало бы все.» Здесь Нагарджуна указывает на абсурдность предположения, что что-то может возникнуть без причины или условия. Если бы это было возможно, то все могло бы возникать таким образом, что противоречит нашему опыту и здравому смыслу.
Этот стих является еще одним примером того, как Нагарджуна использует логику и анализ для разбора обычных представлений о причинности и возникновении, указывая на их внутренние противоречия и направляя нас к более глубокому пониманию взаимозависимого возникновения и пустоты.
sataś ca tāvad utpattir asataś ca na yujyate /
na sataś cāsataś ceti pūrvam evopapāditam // 7.20 //
7.20. Таким образом, не обосновано возникновение того, что существует, и того, что не существует, а также того, что существует и не существует одновременно, как объяснялось ранее.
Стих 7.20 указывает на отсутствие обоснования или логической основы для возникновения того, что существует и того, что не существует. Также необосновано утверждение о возможности одновременного существования и несуществования одной и той же вещи, как это было объяснено ранее.
Этот стих подчеркивает непоследовательность и нелогичность таких предположений, которые противоречат основным принципам мадхьямаки о зависимом возникновении и отсутствии независимых и постоянных сущностей. Он призывает к критическому и разумному рассмотрению идей о возникновении и существовании, основываясь на логике и размышлениях о природе реальности.