Размер шрифта
-
+

Superинтуиция. Интенсив-тренинг для развития скрытых способностей - стр. 20

Иммануил Кант рассматривал интуицию как источник познания. По его мнению, «чистая интуиция пространства и времени является неисчерпаемым источником знания: из нее берет начало абсолютная уверенность». Основные положения для своей теории И. Кант позаимствовал у древних философов: Фомы Аквинского, Платона и Декарта.

Русский ученый М. В. Ломоносов не принимал рационалистическую концепцию. Он полагал, что процесс познания происходит по следующему принципу: «Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения – это есть лучший способ к изысканию правды». Можно сказать, что Ломоносов приблизился к изучению вопроса о взаимосвязи непосредственного и опосредованного знания, которое появляется через чувственное и теоретическое познание. Он принимал активное участие в разработке проблемы интуиции, которая неоднократно поднималась в трудах русских философов.

Вначале понятие «интуиция» означало восприятие, т. е. то, что человек лицезрит или воспринимает, при условии, что он глядит на какой-нибудь предмет или его досконально рассматривает. Тем не менее уже со времен Платона прослеживается появление новых теорий, в которых интуицию и дискурсивное мышление разводят на «разные полюсы». Исходя из этой теории интуицию рассматривали как божественный способ познания чего-либо при помощи только взгляда, причем в течение доли секунды. Дискурсивное же мышление считали человеческим методом познаний, т. е. люди в процессе какого-то рассуждения в течение определенного количества времени постепенно приходили к доказательству вышеуказанного.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в течение всего процесса формирования суждений и взглядов о таком понятии, как интуиция, происходит противоположение восприятия (чувственного образа) понятию (аргументированному положению, полученному в ходе логических рассуждений). Следовательно, возможно, местоположение интуиции надлежит разыскивать там, где пересекаются два познавательных процесса:

1) момент, когда осуществляется переход от чувственного восприятия к выводу определенных понятий;

2) время, когда совершается переход от представлений к чувственному восприятию.

Два вышеописанных процесса выступают в роли особых способов, с помощью которых складываются чувственные образы и представления. Они коренным образом отличаются от остальных тем, что объединены с процессом перехода из области чувственно-наглядных процессов в область абстрактно-понятийных, и наоборот. В ходе их разработки возможно появление воззрений, которые не выводились путем логических рассуждений из уже известных и доказанных, а также образов, которые появились сами по себе, а не стали результатом работы закономерностей чувственных ассоциаций.

Страница 20