Сумерки всеобуча. Школа для всех и ни для кого
1
URL: http://www.russ.ru. Гуманитарное образование в современной школе: как преодолеть его провинциализм? 30 октября 2006 г. – Диалог о красоте и достоинстве русского слова. 28 декабря 2006 г. – Сумерки всеобуча. Статья первая. 16 июня 2008 г. Статья вторая. 20 июня 1008 г. Статья третья. 27 июня 2008 г. Статья четвертая и последняя. 2 июля 2008 г. – Школа и поле идеального. 4 августа 2008 г. – Станет ли хозяйственный кризис образовательным? 26 января 2009 г. – Образовательные предрассудки. 6 апреля 2009 г. – Поминки по сочинению. 2 июня 2009 г. – Филология и школа. 21 июля 2009 г. – Опыт о развращающем обучении. 5 января 2010 г. – Ловушка модернизации. 27 января 2010 г. – Контуры реформы образования. 1 марта 2010 г. Более ранние публикации («Сознательный грех?», 14.10.2003; «Бывают беды и от других причин…», 07.10.2003 и «Экзамен экзамену, или об объективности тестов ЕГЭ», 19.09.2003), слишком тесно связанные с тогдашней полемикой и ныне не представляющие интереса, мы в сборник не включаем. Их можно найти на следующей странице: http://old.russ.ru/authors/lubzhin.html.
2
Эта схема не совсем точна, безусловно; она определяется гимназическим Уставом 1871 года, однако, не будучи заменен другим, он постепенно выхолащивался (особенно в отношении древнегреческого языка).
3
Школьный вопрос. Пятнадцать статей. 2-е изд., доп. СПб., 1880. Пять писем к редактору «Голоса». Письмо 2. С. 24.
4
Мы имеем в виду прежде всего Д. И. Писарева и – весьма подробно разработанную концепцию – А. П. Щапова.
5
Вступительная лекция по Римской Словесности, сказанная в Университете Св. Владимира ординарным профессором В. И. Модестовым 18 сентября 1869 г. С. и. Эта лекция вызвала большое сочувствие и привлекла к фигуре автора надежды и ожидания многих.
6
Статья «О любви к Отечеству и народной гордости» (см., напр., Сочинения Карамзина. Т. III. СПб.: Изд-ие А. Смирдина, 1848. С. 473).
7
Много интересного в школе создано представителями научного сообщества; в отношении работы с талантливыми детьми в особенности.
8
Лицейское и гимназическое образование. 2003. № 1. С. 9.
9
Безусловно, это не означает, что нам нужно сознательно стремиться к нулевым научным достижениям. Автору этих строк приходилось проектировать работы, которые приводили к реальным новым результатам.
10
URL: http://www.regions.ru/news/2148095.
11
URL: http://www.regions.ru/news/2148095.
12
URL: http://regions.ru/news/2141148.
13
URL: http://www.expert.ru/columns/2008/03/24/raznoe.
14
URL: http://community.livejournal.com/apn_ru/30472.html.
15
Revue Internationale de l'enseignement, Publiée Par la Société de l’Enseignement Supérieur. T. II, Juillet a Decembre 1881. Paris, 1881. P. 362.
16
Я ее извлек из замечательной книги А. Д. Алферова «Родной язык в средней школе (Опыт методики)» (М., 1911. С. 200). Был поражен, насколько методику можно излагать здраво, интересно и человеческим языком. Очень рекомендую.
17
Родной язык в средней школе (Опыт методики). Гл. IX. Ученические сочинения. М., 1911. С. 191.
18
Среди репетиторов, готовящих к сочинению, много достойных людей, общение с которыми для учеников полезно, а без подготовки к сочинению оно не состоялось бы. Это второй плюс прежнего статуса данной формы экзамена.
19
URL: http://ivanov-petrov.livejournal.com/891575.html.
20
URL: http://stephanicus.livejournal.com/17198.html?thread=284718#t284718.
21
Шапир М. Какого «Онегина» мы читаем? URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/6/shapir.html. См. также: Шапир М. И. «Евгений Онегин»: проблема аутентичного текста. Серия литературы и языка. – Известия Российской академии наук. 2002. Т. 61. № 3. С. 3–17. Ответ: Ларионова Е. О., Фомичев С. А. Нечто о «презумпции невиновности» онегинского текста. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/12/eolcaf.html. Реплика М. И. Шапира «Отповедь на заданную тему». URL: http://magazines.russ.rU/novyi_mi/2003/4/shapir.html.
22
Насколько нам известно, современная программа по русскому языку весьма далека от современной лингвистической науки. Но это – тема отдельная, и здесь должны высказываться более компетентные специалисты.
23
В двух прекрасных статьях: Шапир М. И. Пушкин и Овидий: новые материалы (из комментариев к «Евгению Онегину»). – Пушкин и мировая культура. Междунар. научн. конф. Материалы 2–4 февраля 1999 г. М., 1999; Его же. Пушкин и Овидий: новые материалы (из комментариев к «Евгению Онегину»). – Elementa, 2000. Vol. 4, № 4.
24
Автору этих строк приходилось призывать коллег к бойкоту одного петербургского издательства, известного крайней недобросовестностью своих подходов к выпуску редких и важных текстов, за которые не берется никто другой. Понимания это не встретило – «ну там есть хотя бы текст, а он нужен…».
25
Из жизни идей. Т. 2. Древний мир и мы. Лекции, читанные выпускникам выпускных классов С.-Петербургских гимназий и реальных училищ весной 1903 г. профессором С.-Петербургского университета Ф. Зелинским. 2-е изд., дополненное пояснительными экскурсами. СПб., 1905. С. 238 слл. Все, что касается конкретной ситуации, нами опущено.
26
Впрочем, в скобках, такое непонимание – явление довольно обычное. Не так давно на зубок ехидного интернет-сообщества попал юноша, употребивший словосочетание «десница ока», а в дореволюционном педагогическом журнале мы столкнулись и с «денницей ока» (URL: http://philtrius.livejournal.com/493802.html).
27
Сознательно оставляю без рассмотрения вопрос о возможном воспитательном конфликте между школой и семьей. Конечно, приоритет семьи, для меня несомненный, ограничивается педагогической беспомощностью многих семей и даже их желанием, чтоб школа брала на себя – за отсутствием у семьи такой возможности и таких умений – воспитательное бремя. И тем не менее подрывать родительский авторитет школе не следует почти ни в каком случае.
28
URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html.
29
URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html.
30
Катков М. Н. Наша учебная реформа. М., 1890. С. 31.
31
Эта проблема весьма грозно стоит и для основ православной культуры. Один просвещенный клирик пишет в своем блоге (URL: http://anlig.livejournal.com/54225.html): «Я увидел школьных учителей истории уверенных в том, что "ислам был всегда" и что "арабы всегда были мусульманами". Даже до Рождества Христова. А еще они не знают, в чем разница между храмом и мечетью…»
32
URL: http://galkovsky.livejournal.com/139072.html.
33
Форма диспута интегрирует многое: кроме самого предмета, в рамках которого применяется, это и речевые навыки, и пресловутый «поиск и отбор информации». Поставленная же перед учеником задача предугадать возможную стратегию противника, «встать на его место», является действительно сложной и развивающей.
34
Причина тому – простое обстоятельство: интеллектуальное усилие возможно только с каким-то материалом, который уже заложен в память, – и чем существенней усилие, тем больше материала для него нужно. Немыслимо научить думать, не дав значительных познаний.