Размер шрифта
-
+

Сумасшедшая обезьяна (подлинная эволюция человека) - стр. 23

Считается, что неандертальцы были искусными охотниками. Они охотились на довольно крупных травоядных, и даже на мамонтов. Тем не менее, большинство ученых склоняются к мнению, что метательных орудий у них не было: добычу убивали ударом коротких копий, о чем свидетельствуют следы развитых мышц на костях правой руки. Кроме того, короткие руки неандертальцев не способствовали развитию навыков в метании копий и иных предметов. Даже если бы они захотели сделать что-то подобное, вряд ли у них это получилось бы хорошо. Поэтому основная охота проходила, если так можно выразиться, в «ближнем бою». Подобный промысел был сопряжен с большими физическими нагрузками и немалым риском. Установлено, что неандертальцы устраивали ловушки на животных, проводили так называемую «загонную» охоту. Имеются находки, косвенно свидетельствующие о том, что неандертальцы заботились о пожилых членах сообщества, а также раненых на охоте соплеменниках. В частности, при анализе 36 скелетов неандертальцев, имеющих переломы, только у 11 результаты лечения перелома признаны неудовлетворительными. Из этого ряд ученых сделали вывод, что у первобытных людей имелись навыки лечить переломы. Впрочем, это же может говорить и о том, что «сложные» переломы практически всегда заканчивались смертью больного. Срастались только те, которые не были открытыми, не сопровождались смещениями и проч. Другими словами, «срастались» те, которые и не требовали внешнего вмешательства.

О заботе неандертальцев о своих раненых соплеменниках говорит находка в пещере Шанидар (Ирак), датируемая 50 тыс. лет назад. Она показала, что при обвале в гроте погибли двое калек, которые, очевидно, находились там одни, пока остальные члены группы охотились или занимались другими делами. У одного из них были свежие раны на ребрах, у другого – заживающий перелом черепа. Впрочем, данные интерпретации оспариваются другими учеными.

Нет также никаких бесспорных, подтвержденных данных на счет того, что неандертальцы хоронили умерших. То, что первоначально было интерпретировано как захоронение, вполне могло оказаться последствием обвала в пещере, а наличие повышенного содержания цветочной пыльцы в почве непосредственно возле скелета могло свидетельствовать об использовании травы (в которой, естественно, попадались цветы) в качестве подстилки для сна, а вовсе не в качестве «прощальных даров» умершему собрату. Очень много в литературе, посвященной неандертальцам, было уделено внимания и так называемому «культу черепов». Суть его состояла в том, что голова, отделенная от остального тела, захоранивалась отдельно в своего рода саркофагах, сложенных из камней. Логично было предположить, что подобные сооружения являлись объектом некого культа. Зловещий обычай вполне вписывался в картину, которая к середине XX века усилиями писателей и журналистов была нарисована о жизни неандертальцев – как о диких, злобных полуживотных, практикующих каннибализм. Общество с удовольствием воспринимало все эти басни, поскольку они возвышали обывателя в собственных глазах, наглядно показывая, насколько далеко он продвинулся по сравнению с неандертальцами по пути прогресса. Однако при более детальном изучении оказалось, что первоначальные описания раскопок страдали неточностями, что часто ученые, производящее их, выдавали желаемое за действительное. Практически все известные сооружения, представляющие собой объекты «культа черепов», могли образоваться (и, скорее всего, образовались) в результате естественных причин. Другими словами, никаких достоверных, бесспорных данных о том, что у неандертальцев имелись зачатки религиозных воззрений и искусств, на настоящий момент нет.

Страница 23