Суицидология: прошлое и настоящее: проблема самоубиства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах
1
См.: Миневич В. Б., Баранчик Г. М. Психологическая антропология. – Томск, Улан—Удэ, 1994.
2
См. литературно—художественный раздел настоящего издания, а также: Поэзия и проза Древнего Востока. – М.: Художественная литература, 1973.
3
См.: Платон. Сочинения. В 3 т. – М.: Мысль, т. 2, с. 11–94; т. 3(1), с. 288; т. 3(2), с. 363.
4
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга Х. Эпикур. – М.: Мысль, 1979, с. 433.
5
Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. – М.: Художественная литература, 1986, с. 130
6
См.: Takahashi Y., Berger D. Cultural Dynamics and Suicide in Japan // Leenaars A., Lester D. (Eds.) Suicide and the Unconscious. – Northvale: Jason Aronson, 1996, p. 248–258; Трегубов Л. З., Вагин Ю. Р. Эстетика самоубийства. – Пермь, 1993.
7
См.: Battin M. P., Maris R. W. (Eds.) Suicide and ethics // Suicide and Life—Threatening Behavior. 1983. Special issue.
8
Монтень М. Опыты. В 3 т. – М.: Терра, 1996, т. 1, с. 324.
9
Там же, с. 313.
10
Schopenhauer A. Welt und Mensch / Aus wahl aus dem Gesamtwerk von A. Hubsher. – Stuttgart, 1976, S. 17.
11
Шопенгауэр А. Собр. соч. В 5 т. – М.: Московский Клуб, 1992, т. 1, с. 308.
12
Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – Киев: Airland, 1994, с. 40.
13
Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989, с. 229.
14
Елагин И. Собр. соч. В 2 т. – М.: Согласие, 1998, т. 1, с. 104.
15
Карамзин Н. М. История государстива Российского. В 12 т. – М.: Наука, 1989, т. 1, с. 65.
16
См.: Таганцев Н. С. О преступлении против жизни по русскому праву. – СПб., 1873, т. 2, с. 408; Паперно И. Самоубийство как культурный институт. —М.: Новое литературное обозрение, 1999.
17
Таганцев Н. С. Указ соч., с. 409–410.
18
Мы покидаем гавань, и города и земли скрываются из виду. [Вергилий. Энеида, III, 72]
19
[Лукреций, II, 1165]
20
Столько богов, суетящихся вокруг одного человека. [Сенека Старший. Контроверзы, IV, 3]
21
Если небо тебе повелевает покинуть берега Италии, повинуйся мне. Ты боишься только потому, что не знаешь, кого ты везешь; несись же сквозь бурю, твердо положившись на мою защиту. [Лукан, V, 579]
22
Цезарь счел тогда, что эти опасности достойны его судьбы. Видно, сказал он, всевышним необходимо приложить такое большое усилие, чтобы погубить меня, если они насылают весь огромный океан на утлое суденышко, на котором я нахожусь? [Лукан, V, 653]
23
Когда Цезарь угас, само солнце скорбело о Риме и, опечалившись, прикрыло свой сияющий лик зловещей темной повязкой. [Вергилий. Георгики, I, 466]
24
Нет такой неразрывной связи между небом и нами, чтобы сияние небесных светил должно было померкнуть вместе с нами. [Плиний Старший. Естественная история, II, 6]
25
Видели мы, что, хотя все его тело было истерзано, смертельный удар еще не нанесен и что безмерно жестокий обычай продлевает его еле теплящуюся жизнь.
[Лукан, II, 178]
26
Ретивый и смелый по необходимости (лат.). [Лукан, IV, 798]
27
Я не боюсь оказаться мертвым; меня страшит умирание (лат.).
28
Спасти человека против воли – все равно, что совершить убийство (лат.). [Гораций. Наука поэзии, 467]
29
De Divin.lib., II, 72, 150.
30
Возблагодарим же Бога за то, что никого нельзя [силою] заставить жить дальше (Сенека. Письма, ХII).
31
Tacit. Annal., lib, I, 79.
32
Не трудно было бы доказать, что самоубийство столь же мало возбраняется христианам, как и язычникам. Нет ни одного места в Священном Писании, которое запрещало бы его. Этот великий и непогрешимый канон веры и жизни, под контролем которого должны пребывать всякая философия и человеческое рассуждение, в данном отношении предоставил нас нашей естественной свободе. Правда, в Священном Писании говорится о покорности провидению, но это понимается только в смысле подчинения неизбежным бедствиям, а не тем, которые могут быть устранены посредством благоразумия и мужества. Заповедь не убий, очевидно, имеет в виду запрещение убивать других, на жизнь которых мы не имеем никакого права. Что эта заповедь подобно большинству заповедей Священного Писания должна быть согласована с разумом и здравым смыслом – это явствует из образа действия властей, которые карают преступников смертью, не придерживаясь буквы закона. Но если бы даже это предписание было совершенно ясно направлено против самоубийства, все же оно не имело бы ныне никакой силы, ибо закон Моисея отменен, за исключением того в нем, что установлено законом Природы. И мы уже пытались доказать, что самоубийство этим законом не возбраняется. Во всех случаях христиане и язычники находятся в равном положении; Катон и Брут, Аррия и Порция поступили как герои. Те, кто следует их примеру, должны удостоиться тех же похвал от потомства. Способность лишить себя жизни рассматривается Плинием как преимущество людей по сравнению даже с самим Божеством. «Deus non sibi potest mortem consciscere si velit, quod homini dedit optimum in tantis vitae poenis». – Lib.II,cap.7 [Бог даже при желании не мог бы причинить себе смерть, и это при стольких бедствиях жизни лучший из его даров человеку (Плиний Старший. Естественная история, кн. II, гл.7)].
33
Которую представляет каждый из нас, выставляя то одну, то другую из трех голов (Примечание А. Шопенгауэра).
34
Следовательно (лат.).
35
Ради существования утратить смысл жизни (лат.).
36
Закон (лат.)
37
Наказание (лат.)
38
Дома Клавдиев, ненавистного богам и людям (лат.).
39
Пусть умирает тот, кому не хочется жить (лат.).
40
Пресыщение жизнью (лат.).
41
Это не больно (лат.).
42
День гнева, тот день (лат.).
43
Слова этого закона предписывают не «не убивай другого», а просто «не убивай» (лат.).
44
«Король подарил наследной принцессе человека, покончившего жизнь самоубийством; она надеется извлечь из этого большие деньги» (франц.).
45
Горе одинокому (лат.).
46
Последний довод (лат.).
47
Чудесный избавитель (лат.).