Судмедэкспертиза. Увлекательная история самой скандальной науки - стр. 5
Кстати, к XXI веку до нашей эры некоторые историки относят и исход евреев из Египта, который сопровождался получением законов, данных Моисею на Синайской горе. Но у других историков это утверждение вызывает сомнения. Одни исследователи относят Исход к XXI веку до нашей эры, другие – к XV, а третьи – к XIII или, даже, XI веку (разумеется – тоже «до нашей эры»). Поэтому мы начали отсчет с законов Ур-Намму, дата появления которых никаких сомнений не вызывает.
Давайте познакомимся с этими законами поближе. Законы Ур-Намму устанавливают ответственность за следующие преступления:
• убийство;
• злонамеренное лишение девственности чужой рабыни;
• причинение телесных повреждений (отрезать нос или пальцы, выбить зуб, сломать кость и пр.);
• кражу;
• похищение человека;
• прелюбодеяние;
• ложное обвинение в прелюбодеянии или колдовстве;
• нарушение обещаний и клятвопреступление;
• самовольное оставление рабом своего хозяина.
По первым трем пунктам могли проводиться судебно-медицинские экспертизы? Вполне, это же преступления против личности. В ряде случаев без экспертиз просто невозможно было обойтись. Возьмем хотя бы лишение девственности чужой рабыни. Без экспертизы невозможно установить, что девственность действительно была утрачена.
Пришло время – и Ур пал, а звезда Шумеро-Аккадского царства закатилась. Но взошла новая звезда – звезда Вавилонского царства, и появились новые законы – свод законов царя Хаммурапи, созданный в середине XVIII века до нашей эры. Этот свод гораздо больше свода царя Ур-Намму, в нем без малого триста пунктов, среди которых есть пункты, предусматривающие ответственность за убийство и причинение телесных повреждений. Обращает на себя внимание высокая доля наказаний по принципу равного воздаяния (око за око) и малая доля денежных компенсаций за увечье. Только не спешите упрекать Хаммурапи в чрезмерной жестокости. Такой «перевес» скорее является выражением справедливости, ведь при выплатах денежных компенсаций богатые имеют преимущество перед бедными и для них это наказание не является очень суровым или, вообще, значимым – не последнее же отдают. А вот зуб, глаз или, скажем, палец одинаково дороги и бедным, и богатым.
Свод законов царя Хаммурапи создал по-требность еще в одном виде судебно-медицинской экспертизы – оценке качества лечения, проводимого врачами и ветеринарами.
В пункте 218 сказано: «Если врач сделает человеку тяжелый надрез бронзовым ножом и причинит смерть человеку или снимет бельмо человека бронзовым ножом и повредит глаз человека, то ему (то есть врачу) следует отрезать пальцы».