Судьба кочевых обществ в индустриальном и постиндустриальном мире - стр. 19
Экология тундры, которую впитала в себя ненецкая культура, настроена на мобильность, сменяемость и маневренность – так ведет себя сама арктическая природа. Она разными способами отторгает тяжелые статичные конструкции, которые привносит с собой тяжеловесная индустрия, отзываясь на них омертвением ландшафта, вспучиванием или протаиванием вечной мерзлоты, эрозией почвы и болезненными «свищами» (вроде зловещих воронок по соседству с промбазами). Природа Арктики настоятельно рекомендует современной цивилизации учиться у кочевников легкости и маневренности, основывать стратегии своего присутствия на автономных мобильных модулях (каковыми являются кочевья) и других технологиях номадизма.
Природно-климатические потрясения последних лет – гололед зимой 2013/14 и вспышка сибирской язвы летом 2016 г. – встревожили ненецкое сообщество и причастные к оленеводству службы настолько, что речь зашла о кризисе. Однако ни ненцы, ни их олени не повинны в гололеде и сибирской язве. Пожалуй, лишь глобальное потепление может претендовать на роль фактора или провокатора этих бедствий. Ответом на тот и другой вызовы стали маневры кочевников, представляющие как научный, так и практический интерес.
В антропологии эффект движения сопоставим с правилом динамического равновесия в физике и экологии, причем баланс кочевья как целостной композиции достигается именно в условиях сложной динамики. Кочевое общество устойчиво в движении. Стоит кочевнику остановиться, он тяжелеет мыслями и телом, теряет свои конкурентные преимущества. Кочевые технологии в полной мере проявляют свои достоинства именно в состоянии динамики, уступая первенство иным технологиям в состоянии статики. Существует и обратная зависимость: технологии, удобные для статики (например, оседлости), не всегда эффективны в динамике (кочевье). Кочевые технологии основаны на движении, которое придает жизненным стратегиям людей и функциям вещей особые качества, нереализуемые в состоянии покоя и статики. Например, достоинства каравана (аргиша) или конструкции нарты обнаруживаются только в условиях кочевья.
На системном уровне эффект движения проявляется в том, что метафора «ненецкое кочевье парит над тундрой» приобретает черты реальности. Искусство выпаса большого стада оленей в низинной тундре Ямала, особенно в летнее время, состоит в мастерстве оленеводческой навигации, задающей стаду ритм и направление постоянного движения по свежим пастбищам.
Для этого летом, в период нагула, ямальские оленеводы выпасают стадо вокруг стойбища на площади радиусом около 5 км, каждый раз отгоняя оленей на новый участок, следующий по солнцу за предыдущим. Пастухи во время своего дежурства направляют стадо на ночь вдаль от стойбища, днем – к стойбищу. Следующий дежурный вновь отгоняет стадо на 5–7 километров от стойбища, правее (по солнцу), причем возвращает стадо не по своему следу, а еще чуть правее. Так возникает рисунок выпаса, напоминающий кружево или лепестки. Обычно таких лепестков вокруг стойбища оказывается 3–5, прежде чем стойбище снимается и переходит на новое место, на расстояние 7–10 км. Вокруг нового стойбища стадо вновь начинает описывать петли-лепестки, затем бригада кочует на новое место, и снова пасет стадо вкруговую посолонь. В этой очередности образуется «лепестковый дизайн» движения стада.