Ступени к Небу. Как научиться любить людей - стр. 10
Иов в своих страданиях страшен и чуден. Страшен, потому что нам страшно подумать, что подобное может случиться с нами. Это испытание для сердца. Это великий праведник. Праведник, который, повторяю, является образом страдающего Мессии. Святой страдает. Это Иов учит нас собою, что такое бывает, что Христос, собственно, это и есть Святой, Который пострадал за всех.
Иезекииль называет троих, как когда-то называл Бог Авраама, Исаака, Иакова. Иезекииль называет Ноя, Даниила и Иова. Все святые, все великие, но никто не жил тихо, спокойно и хорошо. Все претерпели жесточайшие испытания.
А если посмотреть на других? Возьмем Иосифа. Это тоже образ Спасителя – братья его предали, продали за сребреники, как Христа продал Иуда за тридцать сребреников. Тоже образ Господний – целомудренный, праведный, имевший откровение от Бога, чудный человек, в юношестве показавший величайшее целомудрие.
Он отверг домогательства развратной хозяйки-египтянки, будучи рабом и в молодом возрасте. Рабство выковывает из него человека, рабство делает его терпеливым, и Бог был с ним. Иосиф, попадая в самые тяжелые ситуации, не малодушествовал, но находил в себе силы служить Господу.
И опять-таки его жизнь не сладка. Это изгнание, это предательство. Пока он стал первым человеком после фараона, сколько вынесла его бедная душа! «В рабы продан был Иосиф, – говорит псалом, – в железо вошла душа его» (см.: Пс. 104:17–18). То есть он прошел через темничные узы и оковы.
Возьмем Илию. До сих пор жив человек, не умер. Тела его нет в земле, костей его нет в земле, он жив. Бог взял его, и он умрет только во времена антихриста. Этот святой человек всю жизнь свою провел в скитаниях и плаче. Говорил Господу: «Господи, пророков убили, жертвенники разрушили, мою душу ищут. Забери меня, потому что я не лучше отцов моих!» (см.: 3 Цар. 19:4, 10).
Иезавель, жена Ахава, хотела убить его. Он был беглецом. Человек, который никого не боялся, вынужден был, как заяц, убегать от женщины. Он постоянно уходил от ее гнева. Она искала его душу с тем упорством, на которое способна только нечестивая, безбожная, бесноватая женщина, потому что злоба женская сравнима только со злобой бесовской. Редко у мужика будет столько злобы, на которую способна Евина дочка.
И этот великий человек жил очень тяжело – терпел засуху, голод, отступление народа, преследования Иезавели и многие-многие другие тяготы. Ведь святость закаляется в лишениях.
Но был, правда, один великий и чудный человек, просивший у Бога мудрости и проживший всю жизнь в мире – да и само имя его означает «мир». Это Соломон, царство которого находилось в таком состоянии, когда золото было по цене меди, а медь по цене камня. Каждый сидел под своей смоковницей, в тени виноградника своего и наслаждался миром. Израиль не воевал, он строил Храм и собирал со всех подати.