Размер шрифта
-
+

Структуры господства, граждане и институты - стр. 7

→ регламентация протестов, как институциональное обеспечение условий, препятствующих произвольному вмешательству (или его вероятности) в свободный выбор акторов и определяющих границы допустимых форм защиты прав и отстаивания интересов;

→ арбитраж государства при выполнении легальных правил и намерении сторон улучшить систему в пользу мирного разрешения конфликтов;

→ утверждение модели государственного управления, ориентированной на диалог и сотрудничество.

Трансформация российского политического порядка призвана способствовать переходу общественных практик из зоны господства в поле политики граждан.

2. Власть и господство в научном дискурсе

Концептуализация власти через политику эмансипации

В современных концепциях господства высшей политической ценностью прокламируется свобода человека от порабощающих его социальных отношений господства. Ключевым признаком политики утверждается ее нацеленность на эмансипацию человека, на недопущение структурного (вос)производства социальных отношений господства. Последнее в самом общем виде принято трактовать с нормативных позиций как нелегитимное применение власти, которое ущемляет базовые интересы людей.

Не вдаваясь в анализ самих концепций господства[19], приведем «сводный перечень» основных критериев и признаков господства, которые разработаны в наиболее авторитетных его концепциях[20]. Заметим, что эти критерии не конфликтуют друг с другом.

• Отношения господства являются социальными отношениями. Если для определения стратегии и/или тактики своих действий человеку / группе лиц нет необходимости принимать во внимание возможные действия других лиц, тогда эти отношения не подпадают под определение «господство» при наличии всех остальных признаков последнего.

• Любой дисбаланс социальной власти, независимо от ее формы, может продуцировать отношения господства.

Господство – вид несправедливых социальных отношений, которых можно было бы избежать.

• Господство – нормативно-нежелательная форма «власти для». Три основных критерия различения нормативно-желательной и нормативно-нежелательной власти: институциональное наличие и поддержание возможности (1) генерализации правил, (2) воспроизводства структур, (3) использования другого в качестве инструмента для достижения собственной цели.

• Господство представляет собой институциональную форму проявления особого вида власти, которая манифестируется в системно воспроизводящихся асимметричных субъект-объектных отношениях подчинения с нулевым результатом.

• Отношения господства – это отношения зависимости. А и Б находятся в отношениях зависимости в форме господства в той степени, в которой Б считает цену своего выхода из этих отношений (субъективно и/или объективно) неприемлемой.

Страница 7