Размер шрифта
-
+

Строгановы - стр. 30


Строгановы также организовали и жемчужный промысел – добытый жемчуг использовали для себя, а небольшие партии отправляли в подарок в Москву своим доброхотам из столичной знати. Значительное развитие получило и иконное производство.

«Мелкий речной жемчуг широко использовался в Новгороде и в Русском государстве для вышивок боярских воротников, женских головных уборов, церковных пелен, украшения иконных окладов. Жемчуг и позже с русского Севера шел на экспорт.

Строгановские ловцы жемчуга на реке Иксе собирали жемчуг обычным и примитивным способом, каким пользовались на протяжении многих столетий промышленники Поморья.

Ловцы жемчуга плыли по течению на маленьком плоту с прорубленным в центре отверстием. В это отверстие вставлялась берестяная труба со вделанной в дно слюдяной пластинкой. В эту трубу ловец рассматривал дно реки. Увидев раковину, он нацеливался на нее шестом с расщепом на конце и вытаскивает раковину на плот.

Собрав множество раковин, ловец пристает к берегу и раскрывает раковины ножом. Сотни раскрытых ракушек дают одну-две жемчужины. Жемчуг ценился от денежки до 1 рубля, в отдельных случаях – до 5 и 10 рублей в зависимости от величины и качества. Дорогим и совершенным жемчуг считался, если он был правильной шаровидной формы.

По народному преданию, прочно сохранившемуся до наших дней, Строгановы разводили жемчужницы в маленьком озерке у своих сольвычегодских хором, возле вотчинного Благовещенского собора.

Жемчуг шел на украшение окладов икон, которые во множестве писались в обширных «иконных горницах-мастерских», потреблялся в изделия строгановских «серебряников» – ювелиров. В большом количестве, наконец, жемчуг расходился в девичьих комнатах, где шла неустанная работа по шитью златотканых пелен и разнообразных вышивок на женский и мужской парадный наряд чванливых и умевших хорошо и богато одеваться хозяев.

Организация иконного производства Строгановыми была поставлена необычайно солидно и широко. Строгановская икона была предметом производства и выдающимся художественным произведением, открывшим новую и блестящую страницу в русском искусстве» (7).

Зодчество Строгановых также оставило значительный след в русском искусстве. «Одним из средств прославления своего имени, богатства и могущества было покровительство искусству, выразившееся в постройке величественных храмов и монастырей, организацию живописных мастерских и различных художественных ремесел. Дошедшие до нас храмы Строгановы строили «и по себе на память и на поминок ныне и впредь», как о том гласит летопись на стенах Благовещенского собора в Сольвычегодске XVI века» (19). На деньги Григория Дмитриевича Строганова, получившего от Петра I восемь жалованных грамот на новые земли и объединившего в своих руках все строгановские вотчины, в 1689–1693 годах в Сольвычегодске были построен Введенский собор, в 1694 году в Устюжне Казанская церковь, в 1694–1697 году в селе Гордеевка Смоленская церковь; в те же годы в Нижнем Новгороде был построен собор Богородицы (Рождественская), в 1693–1699 годах – Иоанно-Предтеченская церковь Троице-Сергиева монастыря.

Страница 30