Стрелец государева полка - стр. 15
– Ты звал меня, князь, и я здесь!
– У меня к тебе срочное дело.
– Меня по иным делам не зовут, князь.
– Завтра в Крым отправятся двое моих людей. Надобно им помочь добраться до места без приключений. Сейчас всюду шастают шайки татарских людоловов.
– Оно так, князь, – ответил человек. – Но я долго уже живу среди татар и скажу тебе, что они иначе просто не могут. Без войны они никто. И они всегда будут нападать на нас, и на Польшу, и на Украину. Их нужно уничтожить всех или смириться с их набегами. Третьего не дано.
– Даст бог, уничтожим нехристей.
– На все воля Аллаха! – гость поднял ладони к верху.
– Ты совсем обасурманился? – улыбнулся Пожарский.
– Я всегда был мусульманином, воевода. И от веры предков никогда не отрекался, хоть и служу царю Московскому. Твоим людям я помогу.
– Им нужно добраться до Крыма, – повторил князь.
– И пройти через ворота Ор-Капу? – спросил гость. – Иными словами они должны живыми попасть в Крым. Я все верно понял, воевода?
– Именно живыми. А дороги ныне неспокойны. Мало ли, что может случится.
Гость ответил:
– Дороги в Крым всегда неспокойны, воевода. Но ныне они стали слишком опасны. Малому отряду в Крым не пройти. Сам хан пришёл сюда с войском. Татарские отряды рассыпались по здешним землям и берут все, что могут взять.
– Как моим посланцам лучше ехать в Крым? Под какой личиной? – спросил Пожарский.
– Под видом купцов-поляков. Я могу дать им ярлык к перекопскому бею.
– Когда это ты стал раздавать такие ярлыки? Ты еще не хан.
– Ярлык будет настоящий с тамгой самого хана. Обращусь к моему господину Селим-бею. Он первый человек у крымского властелина. Хан ему не откажет. Но это если твои посланцы, воевода, знают польский.
– Один из них знает.
– Уже хорошо. Второй может выдать себя за его слугу. Или за войскового товарища. Пусть будет католиком, что перешел из православной веры к латинянам. Таких немало среди украинской шляхты.
– Отлично. Пусть так и будет.
– Я понял тебя, воевода. Однако хочу предупредить.
– О чем?
– Они могут попасть в беду даже с ярлыком.
– Ярлык хана не защитит их? – искренне удивился Пожарский. – Ты, мурза, желаешь сказать, что татары больше не чтят своего хана?
Гость засмеялся и сказал:
– Их может не защитить даже ярлык самого падишаха[12] Блистательной Порты[13], воевода. В степи много таких, кому сейчас во время большой войны наплевать на ярлыки. Ты ведь слышал о кайсаках?
– Диких татарах? – спросил Пожарский.
– Если бы о татарах, воевода. Кайсаки в сто раз хуже татар. Те хоть своего хана чтят, да Аллаха боятся. А кайсаки не верят ни во что, и им плевать на все приказы хоть хана, хоть султана, хоть господа бога.