Страсти и борьба с ними (выдержки из творений и писем) - стр. 30
То, что вы преследуете неприязнию срамные движения, есть настоящая охрана с вашей стороны. Берегитесь сочувствия и желания сласти. Это желание грешно, и смущать должно совесть… и затем отнимать дерзновение пред Богом. Тут двигатель всего – срамная сласть. Сама по себе она не грешна… но сочувствие ей, попущение ее, согласие на продление ее грешно, – не полным грехом, но как нечистота… внутренняя. Воспоминание о сласти иногда тотчас приводит в движение сласть. Если тотчас отбить ее, всему конец… враг одолен… и за это венец. Но если промелькнет желание продления сласти, и затем допустится продление… то тут было злое произволение… и дается оседлость сласти, и чем дольше и чаще это позволяется, тем труднее отгнание. И целу жизнь придется пробиться. Так и есть закон неотложный: как только показалась сласть – бить ее и гнать. А чтобы она не показывалась, хранить мысли от всего, что может напомнить о ней. Боритесь! Господь буди вам помощник! (14, с. 109–110)
Сочувствие, оставляемое непрогнанным, означает согласие на нечистоту. Согласие – внутренний грех, очищаемый исповедию. И извольте это сделать. Затем блюдитесь. – Что требуется – знаете. Делать отпор с гневом и молитвою. – Свяжите толстые четки… и по плечам – до боли порядочной.
Поблажка ваша равняется тому, как если б невеста, после обручения, поцеловала парня, не жениха. Что бы жених сделал с такою невестою, то с душою, Господу себя обещавшею, делает Господь за такую поблажку. Совесть выражает Его чувство к вам. Поопаситесь! – Одним из недостатков 5 дев юродивых была и эта поблажка. Этою поблажкою шутить нельзя… Она кажется легкою и ничтожною, но в ней вся пагуба… Извольте совсем отучить себя от этого… И при первом появлении помысла гнать немилосердно… до отрезвления.
За четки благодарствую… Прилагаю четки показательные. Сейчас же сделайте из них употребление. (14, с. 125–126)
Движения и увлечения плотские, как уже прошедшие, слегка поминайте, обще, без подробностей… только для того, чтобы смирять свой помысл… а то они тотчас оживут, как иссохшие под камнем черви от обрызгания их водою. Над умерщвлением сих движений надо потрудиться: ибо они имеют свою основу в естестве, потому живущи очень… пост сильный, постоянный, малоспание, утруждение тела… паче же молитвенное трезвение… достигают наконец того, что они стихают. Заботы о сей части подвига… никогда не прекращайте. (13, с. 175)