Страны Магриба. Тунис. Независимое государство на руинах Карфагена - стр. 6
Карта древней Карфагенской империи в период наибольшего расцвета (1200–800 гг. до н. э.)
Точный характер государственного устройства Карфагена сложно определить из-за скудости источников. По данным Аристотеля, власть в Карфагене была в руках аристократии, разделенной на враждующие аграрную и торгово-промышленную фракции. Государственную должность можно было купить. Высшим органом власти являлся Совет старейшин, во главе которого стояли 10 (позднее 30) человек. Для контроля над Советом старейшин был создан Совет судей из 104 человек. Исполнительную власть возглавляли два суффета, подобные римским консулам. Они избирались ежегодно и выполняли в основном обязанности главнокомандующих армией и флотом. Карфагенский сенат обладал законодательной властью, число сенаторов приблизительно было около 300, а сама должность была пожизненной. Тридцать членов сената занимались текущей работой. Формально имелось и Народное собрание, но к нему обращались редко, в случае разногласий между суффетами и сенатом.
От подчиненных племен и городов Карфаген имел возможность набирать воинский контингент и получал крупные налоги в денежной или натуральной форме. Такая система давала Карфагену существенные финансовые средства и возможность создать сильную армию.
Политическое устройство Карфагена в те времена сильно отличалось от римского. Римляне гордились тем, что народ принимает участие в управлении. Карфаген – строго олигархическое государство. Совет старейших (высший орган власти) формировался из самой богатой и знатной прослойки общества, одержимой жаждой власти и денег.
Эта олигархическая империя назначала полководца, но ее армия, в отличие от римской, была исключительно наемная. Карфаген воевал не за счет своих жителей. Наемниками становились представители различных этносов. У Ганнибала были наемники из Испании, Галлии (будущей Франции), Северной Италии. Все они воевали за деньги, а возглавлял их военный вождь, имевший большой авторитет. Таковым был отец Ганнибала, а позднее и он сам.
Рим и Карфаген – соперники. Между ними шла борьба за мировое господство в тогдашнем понимании – за влияние от Пиренейского полуострова до песков Сахары. Бились не на жизнь, а на смерть.
В Карфагене жрецы традиционно соперничали с официальной властью в своем влиянии на людей и располагали большим политическим влиянием. У них имелся свой религиозный календарь. Главными божествами были Ваал (Баал) – семитский бог, известный по Ветхому Завету, и богиня Танит (Тиннит), – небесная царица. Для религии карфагенян характерны человеческие жертвоприношения, особенно широко практиковавшиеся в периоды бедствий. Главное в этой религии – вера в действенность культовой практики для общения с невидимым миром. Согласно словам Диодора Сицилийского, в 310 г. до н. э., во время боевой атаки города, чтобы умиротворить Баал-Хаммона, карфагеняне принесли в жертву более 200 детей из знатных семей. В «Энциклопедии религии» говорится: «Принесение невинного ребенка в жертву искупления было величайшим актом умилостивления богов. По всей видимости, этот акт был призван обеспечить благосостояние как семьи, так и общества». В 1921 г. археологи обнаружили место, где был найден целый ряд урн с обуглившимися останками животных и маленьких детей. Захоронения находились под стелами, на которых были записаны просьбы, сопровождавшие жертвоприношения.